Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 21 октября 1993 года №3543-XII

О мобилизационной подготовке и мобилизации

(В редакции Законов Украины от 13.05.1999 г. №644-XIV, 22.05.2003 г. №860-IV, 02.03.2005 г. №2435-IV, 06.07.2010 г. №2433-VI, 13.01.2011 г. №2926-VI, 02.10.2012 г. №5404-VI (вступил в силу 01.07.2013 г.), 16.10.2012 г. №5463-VI, 21.03.2014 г. №1127-VII, 27.03.2014 г. №1169-VII, 08.04.2014 г. №1190-VII, 09.04.2014 г. №1194-VII, 20.05.2014 г. №1275-VII)

(По всему тексту Закона слова "центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации в Украине, определяет принципы организации этой работы, полномочия органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также обязанности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности (далее - предприятия, учреждения и организации), полномочия и ответственность должностных лиц и обязанности граждан по осуществлению мобилизационных мероприятий.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Определение основных терминов

В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

мобилизационная подготовка - комплекс организационных, политических, экономических, финансовых, социальных, правовых и других мероприятий, осуществляемых в мирное время с целью подготовки национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, иных образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, а также правоохранительных органов специального назначения, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и Государственной специальной службы транспорта (далее Вооруженные Силы Украины, иные воинские формирования), сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций к своевременному и организованному проведению мобилизации и удовлетворению потребностей обороны государства и защите его территории от возможной агрессии, обеспечению жизнедеятельности населения в особый период;

система управления мобилизационной подготовкой - составная часть общей системы управления государством, направляющая деятельность органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, единой государственной системы гражданской защиты на подготовку систем управления, средств связи, информационного обеспечения, а также финансовых и материально-технических ресурсов, предприятий, учреждений и организаций к проведению мобилизации;

мобилизация - комплекс мероприятий, осуществляемых с целью планомерного перевода национальной экономики, деятельности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на функционирование в условиях особого периода, а Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты - на организацию и штаты военного времени. Мобилизация может быть всеобщей или частичной и проводиться открыто либо скрыто;

особый период - период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также выполнения гражданами Украины своего конституционного долга по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации либо с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий;

демобилизация - комплекс мероприятий, решение о порядке и сроках проведения которых принимает Президент Украины, направленных на планомерный перевод национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на работу и функционирование в условиях мирного времени, а Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты - на организацию и штаты мирного времени;

мобилизационный план - совокупность документов, определяющих содержание, объемы, исполнителей, порядок и сроки осуществления мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, переводу национальной экономики, деятельности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, системы обеспечения жизнедеятельности населения на функционирование в условиях особого периода;

мобилизационные задания (заказы) - отдельные требования мобилизационного плана по номенклатуре, объемам производства необходимой продукции, образованию и подготовке к развертыванию специальных формирований, а также утвержденные в установленном порядке первоочередные мероприятия мобилизационной подготовки, которые доводятся для выполнения до центральных и местных органов исполнительной власти, других государственных органов, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления. До предприятий, учреждений и организаций которые привлекаются к выполнению мобилизационных заданий (заказов) мобилизационные задания (заказы) доводятся на основании утвержденных основных показателей мобилизационного плана и договоров (контрактов), которые заключаются в порядке, предусмотренном законодательством;

специальные формирования - образованные в мирное время в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, предприятиями, учреждениями и организациями согласно штатам и табелям к штатам автомобильные, авиационные, водные, железнодорожные, медицинские и иные формирования, которые после соответствующей подготовки передаются при мобилизации в установленном порядке в Вооруженные Силы Украины, иные воинские формирования для удовлетворения их потребностей, а также образованные соответствующими центральными органами исполнительной власти - для обеспечения потребностей отраслей национальной экономики;

основные показатели мобилизационного плана - расчетные потребности государства на особый период, сформированные в натуральном и стоимостном исчислении, для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения;

мобилизационные мощности - производственные мощности предприятий, учреждений и организаций, которые создаются в мирное время для производства продукции и удовлетворения других потребностей государства в особый период. Мобилизационные мощности не подлежат приватизации, в том числе в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций. Решения по передаче мобилизационных мощностей другим предприятиям, учреждениям и организациям принимаются органами исполнительной власти, другими государственными органами в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI, 09.04.2014 г. №1194-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Правовая основа мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовой основой мобилизационной подготовки и мобилизации является Конституция Украины, Закон Украины "Об обороне Украины", настоящий и другие законы Украины, а также изданные в соответствии с ними нормативно-правовые акты.

Статья 3. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация являются составными частями комплекса мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения обороны государства, за исключением целевой мобилизации.

2. Мобилизационная подготовка и мобилизация осуществляются на основе следующих принципов:

централизованное руководство;

заблаговременность;

плановость;

комплексность и согласованность;

персональная ответственность за выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

соблюдение прав предприятий, учреждений и организаций и граждан;

гарантированная достаточность;

научная обоснованность;

финансовая обеспеченность.

3. Содержание мобилизационной подготовки составляет:

правовое регулирование в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;

научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

определение условий деятельности и подготовка органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций к работе в условиях особого периода;

разработка мобилизационных планов, долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки;

подготовка Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований к проведению мобилизации;

подготовка национальной экономики и ее отраслей к переводу и функционированию в условиях особого периода;

подготовка единой государственной системы гражданской защиты к функционированию в условиях особого периода;

создание, развитие и содержание мобилизационных мощностей для удовлетворения потребностей государства в особый период;

образование и подготовка к развертыванию специальных формирований;

создание мобилизационного резерва;

создание и содержание страхового фонда проектной, конструкторской и технологической документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

подготовка и содержание в надлежащем состоянии техники и объектов предназначенных для передачи в случае мобилизации Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям;

обеспечение готовности системы управления государством к функционированию в особый период;

планирование и подготовка к нормированному (в случае необходимости) обеспечению населения продовольственными и непродовольственными товарами медицинским обслуживанием, услугами связи, транспорта, коммунальными и бытовыми услугами;

воинский учет военнообязанных и призывников;

подготовка и накопление военно-обученных человеческих ресурсов военнообязанных и призывников для комплектования должностей, предусмотренных штатами военного времени;

бронирование военнообязанных за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время;

подготовка руководящего состава органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, единой государственной системы гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций к действиям в случае мобилизации;

повышение квалификации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации руководителей органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, работников соответствующих мобилизационных подразделений и работников по вопросам мобилизационной работы;

проведение военно-экономических мобилизационных учений и тренировок;

проверка и оценка состояния мобилизационной готовности национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций, а также административно-территориальных единиц Украины;

международное сотрудничество в сфере мобилизационной подготовки;

подготовка финансовой системы государства к функционированию в условиях особого периода;

разработка и подготовка к введению стандартов особого периода;

планирование и подготовка к техническому прикрытию в особый период объектов, сооружений и транспортных магистралей оборонного и важного общегосударственного значения;

доведение основных показателей мобилизационного плана, заключение договоров (контрактов) на выполнение предприятиями, учреждениями и организациями мобилизационных заданий (заказов), поставку материально-технических ресурсов, выполнение работ и оказание услуг в особый период;

подготовка транспортной системы к обеспечению мобилизации;

подготовка к перераспределению трудовых ресурсов в особый период;

информационное обеспечение;

подготовка к переводу редакций печатных средств массовой информации и телерадиоорганизаций к работе при мобилизации и в военное время.

4. Содержание мобилизации составляет:

перевод национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также административно-территориальных единиц Украины на работу в условиях особого периода;

перевод Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты на организацию и штаты военного времени.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел II. Организационные основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Статья 4. Организация и порядок проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Организация и порядок проведения мобилизационной подготовки и мобилизации определяются настоящим Законом, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

2. Общая мобилизация проводится одновременно на всей территории Украины и касается национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций.

3. Частичная мобилизация может проводиться в отдельных местностях государства, а также касаться определенной части национальной экономики, Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций.

(В часть 3 статьи 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

4. Исключена в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI

(см. предыдущую редакцию)

5. Вид, объемы, порядок и срок проведения мобилизации определяются Президентом Украины в решении о ее проведении.

6. Решение о проведении открытой мобилизации должно быть немедленно объявлено через средства массовой информации.

7. Решение о проведении скрытой мобилизации доводится до органов государственной власти, других государственных органов, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по закрытым каналам оповещения в порядке, который определяется Президентом Украины.

8. С момента объявления мобилизации (кроме целевой) либо введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях наступает особый период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, сил гражданской защиты, предприятий, учреждений и организаций.

На время особого периода действие любых принятых до наступления этого периода нормативно-правовых актов, предусматривающих сокращение численности, ограничения комплектования или финансирования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований или правоохранительных органов специального назначения, останавливается.

9. Общее руководство в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации государства осуществляется Президентом Украины; организационное руководство мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Украине - Кабинетом Министров Украины; координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется Советом национальной безопасности и обороны Украины.

Непосредственное руководство по реализации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации осуществляется в центральных органах исполнительной власти, других государственных органах их руководителями, а в Вооруженных Силах Украины, иных воинских формированиях - центральными органами управления соответствующих воинских формирований.

Организация непосредственной реализации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации на соответствующей территории либо содействие их выполнению осуществляется Советом министров Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти и исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов.

10. Порядок создания, развития, содержания, передачи, ликвидации и реализации мобилизационных мощностей определяется Кабинетом Министров Украины.

11. Порядок образования специальных формирований, состав, цель, а также порядок их передачи в Вооруженные Силы Украины и иные воинские формирования при проведении мобилизации определяются Кабинетом Министров Украины.

12. Функции по координации планирования, методологического, методического, научного обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации в органах исполнительной власти, других государственных органах, национальной экономике осуществляются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития, если иное не предусмотрено законом.

13. Осуществление контроля за состоянием мобилизационной подготовки и уровнем мобилизационной готовности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, для которых установлены мобилизационные задания (заказы), обеспечивается руководителем соответствующего органа государственной власти, другого государственного органа, органа местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций.

Порядок осуществления контроля за состоянием мобилизационной подготовки и уровнем мобилизационной готовности органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций, для которых установлены мобилизационные задания (заказы), определяется Кабинетом Министров Украины.

14. Сотрудничество с другими государствами в сфере мобилизационной подготовки осуществляется в соответствии с международными договорами Украины.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 17.03.2014 г. №1127-VII, 20.05.2014 г. №1275-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Мобилизационные подразделения

1. Организация осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроль за осуществлением этих мероприятий в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих мобилизационные задания (заказы), возлагаются на их мобилизационные подразделения или назначенных работников по вопросам мобилизационной работы.

2. Мобилизационные подразделения (работники по вопросам мобилизационной работы) являются составной частью системы управления мобилизационной подготовкой.

3. Структура и штаты мобилизационных подразделений центральных и местных органов исполнительной власти определяются с учетом характера и объема мобилизационной работы руководителем соответствующего органа исполнительной власти в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

4. Структура и штаты мобилизационных подразделений других государственных органов определяются их руководителями с учетом характера и объема мобилизационной работы.

5. Мобилизационные подразделения (должности работников по вопросам мобилизационной работы) в структуре исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов образуются решениями соответствующих советов.

Численность работников мобилизационных подразделений (работников по вопросам мобилизационной работы) органов местного самоуправления определяют сельские, поселковые, городские советы, а предприятий, учреждений и организаций - их руководители по согласованию с соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти с учетом сферы деятельности, характера и объема мобилизационной работы.

6. Мобилизационные подразделения и работники по вопросам мобилизационной работы подчиняются непосредственно руководителям соответствующих органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

7. Запрещается объединение мобилизационных подразделений органов государственной власти, других государственных органов с иными структурными подразделениями этих органов и совместительство работников по вопросам мобилизационной работы, а также возложение на них функций, не связанных с решением текущих проблем мобилизационной подготовки.

8. Порядок образования, функции, права и обязанности мобилизационных подразделений органов государственной власти, других государственных органов, а также функции, права и обязанности работников по вопросам мобилизационной работы определяются в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 6. Военно-транспортная обязанность

1. Военно-транспортная обязанность устанавливается с целью удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований на особый период транспортными средствами и техникой и распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, в том числе на железные дороги, порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции дорожного хозяйства и другие предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие эксплуатацию транспортных средств, а также на граждан-владельцев транспортных средств.

2. Порядок выполнения военно-транспортной обязанности определяется Кабинетом Министров Украины.

Порядок возмещения государством стоимости имущества или убытков, которые несут центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также граждане в результате изъятия или принудительного отчуждения транспортных средств в особый период, определяется законом.

3. Выполнение военно-транспортной обязанности по мобилизации, если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения, осуществляется согласно мобилизационного плана Украины путем бесплатного привлечения транспортных средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований на условиях их возврата владельцам после объявления демобилизации.

Объемы транспортных средств по типам и маркам, которые планируется привлечь в ходе мобилизации, для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности устанавливаются согласно мобилизационного плана Украины местными государственными администрациями по представлению военных комиссариатов.

Привлечение транспортных средств во время мобилизации осуществляется военными комиссариатами на основании решений местных государственных администраций, которые оформляются соответствующими распоряжениями.

Прием-передача транспортных средств, привлеченных в ходе мобилизации, и их возвращение после объявления демобилизации осуществляются на основании актов приема-передачи, в которых указываются сведения о владельцах, техническое состояние, остаточную (балансовую) стоимость и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства.

Возвращение транспортных средств владельцу осуществляется в течение 30 календарных дней с момента объявления демобилизации.

Порядок компенсации вреда, причиненного транспортным средствам в результате их привлечения при мобилизации, определяется Кабинетом Министров Украины.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 27.03.2014 г. №1169-VII, 20.05.2014 г.№1275-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Финансирование мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Финансирование мобилизационной подготовки осуществляется соответственно за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций.

2. Из государственного бюджета в соответствии с законом финансируются мероприятия и работы по мобилизационной подготовке, имеющие общегосударственное значение.

3. Из местных бюджетов финансируются мероприятия и работы по мобилизационной подготовке местного значения.

4. За счет средств предприятий, учреждений и организаций финансируются мероприятия и работы по мобилизационной подготовке, осуществляемые по инициативе самих предприятий, учреждений и организаций согласно мобилизационным планам.

5. Финансирование мобилизационной подготовки и/или мер по мобилизации может осуществляться дополнительно за счет благотворительных взносов физических и юридических лиц в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

6. Расходы на осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации производятся в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украины и иных нормативно-правовых актов.

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI, 08.04.2014 г. №1190-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Стимулирование мероприятий по мобилизационной подготовке

1. Амортизационные отчисления на законсервированные мобилизационные мощности, не используемые в текущем производстве, а также на законсервированную технику и транспортные средства мобилизационного назначения, которые не эксплуатируются, не осуществляются.

2. Порядок оплаты работ по мобилизационной подготовке, которые в мирное время проводятся предприятиями, учреждениями и организациями и гражданами, предусматривается договорами (контрактами), заключенными с ними в порядке, предусмотренном законами Украины, которые регулируют вопросы закупки товаров и услуг для государственных потребностей.

Статья 9. Защита информации о мобилизационной подготовке и мобилизации

Организация работ и защита информации о мобилизационной подготовке и мобилизации осуществляются в соответствии с требованиями Закона Украины "О государственной тайне" и иных нормативно-правовых актов.

Раздел III. Полномочия Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и других органов исполнительной власти, государственных органов, органов местного самоуправления в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации

Статья 10. Верховная Рада Украины

Верховная Рада Украины в соответствии с Конституцией Украины осуществляет законодательное регулирование вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации, определяет соответствующие расходы из Государственного бюджета Украины, утверждает в течение двух дней с момента обращения Президента Украины указы о введении военного либо чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации.

Статья 11. Президент Украины

В соответствии с полномочиями, определенными Конституцией Украины, Президент Украины:

осуществляет общее руководство в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации государства;

определяет цель, задания, вид, объемы, порядок и сроки проведения мобилизационной подготовки и мобилизации;

обеспечивает через Совет национальной безопасности и обороны Украины координацию деятельности органов исполнительной власти, других государственных органов, Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации;

определяет структуру и утверждает мобилизационный план Украины на особый период, Положение о мобилизационной подготовке Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Положение о порядке проведения мобилизации в Украине;

предоставляет (лишает) право на освобождение от призыва на военную службу в случае мобилизации и в военное время гражданам или отдельным категориям граждан;

определяет порядок объявления мобилизации;

принимает решение о введении военного либо чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации и о демобилизации с внесением их на утверждение Верховной Радой Украины;

устанавливает режим работы органов государственной власти, других государственных органов при мобилизации и в военное время;

издает акты по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 12. Кабинет Министров Украины

Кабинет Министров Украины:

осуществляет мероприятия по организации обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации в Украине в пределах своих полномочий, издает акты по этим вопросам;

организует разработку проекта мобилизационного плана Украины на особый период и представляет его на утверждение Президенту Украины;

организует научное, методологическое, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

разрабатывает проекты актов, подлежащих введению в действие при мобилизации и в военное время;

утверждает Положение о мобилизационной подготовке национальной экономики Украины;

определяет порядок управления национальной экономикой Украины и мероприятия по обеспечению ее функционирования в особый период;

определяет и утверждает основные показатели мобилизационного плана национальной экономики и мобилизационные задания (заказы) центральным и местным органам исполнительной власти, другим государственным органам, Совету министров Автономной Республики Крым на особый период;

определяет источники и порядок финансирования мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации;

создает мобилизационный резерв материально-технических и сырьевых ресурсов;

устанавливает порядок разбронирования материальных ценностей мобилизационного резерва, а также порядок их отпуска в особый период;

устанавливает порядок создания, развития, содержания, передачи, ликвидации и реализации мобилизационных мощностей;

организует работу, связанную с созданием страхового фонда документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

разрабатывает проекты долгосрочных государственных программ формирования страхового фонда документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

согласует долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки государственных органов, Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение предприятиями, учреждениями и организациями мобилизационных заданий (заказов), в частности на поставку материально-технических ресурсов, выполнение работ и оказание услуг, в том числе по поставке готовой продукции, обеспечению выполнения указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами, а также по их финансированию;

определяет порядок передачи органами исполнительной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления мобилизационных заданий (заказов) предприятий, учреждений и организаций, подлежащих ликвидации (реорганизации), другим предприятиям, учреждениям и организациям, которые привлекаются к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

определяет и утверждает лимиты и нормы бесплатного привлечения, изъятия и принудительного отчуждения транспортных средств и техники на период мобилизации и в военное время;

при объявлении мобилизации осуществляет контроль в пределах своих полномочий за осуществлением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований Оперативно-спасательной службы гражданской защиты на организацию и штаты военного времени;

(В абзац девятнадцатый статьи 12 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

организует при объявлении мобилизации перевод национальной экономики на функционирование в условиях особого периода;

организует бронирование военнообязанных за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время;

организует работу и взаимодействие центральных и местных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, других государственных органов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

определяет порядок проведения проверок состояния и оценки мобилизационной готовности национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, административно-территориальных единиц Украины;

осуществляет контроль за мобилизационной подготовкой в Украине в пределах своих полномочий и проводит кадровую политику в отношении мобилизационных подразделений (работников по вопросам мобилизационной работы);

устанавливает статистическую отчетность в сфере мобилизационной подготовки, ежегодно докладывает Президенту Украины о состоянии мобилизационной готовности государства;

в случае необходимости инициирует вопросы о предоставлении льгот предприятиям, учреждениям и организациям, для которых установлены мобилизационные задания (заказы);

разрабатывает порядок возмещения государством стоимости имущества, принудительно отчужденного у предприятий, учреждений и организаций в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов) в особый период и граждан, предоставляющих в установленном порядке при мобилизации здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, которое является их собственностью, Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям;

планирует и проводит военно-экономические мобилизационные учения и тренировки;

организует повышение квалификации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации руководителей органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, работников мобилизационных подразделений и работников по вопросам мобилизационной работы;

определяет порядок образования и подготовки к развертыванию специальных формирований;

обеспечивает исполнение законов Украины, иных нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

организует выполнение обязательств по международным договорам Украины о сотрудничестве в сфере мобилизационной подготовки;

организует межгосударственную кооперацию по вопросам военно-технического сотрудничества в сфере мобилизационной подготовки.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 20.05.2014 г. №1275-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития

Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития:

осуществляет методологическое и методическое обеспечение мобилизационной подготовки национальной экономики;

осуществляет координацию планирования, методологическое обеспечение разработки проектов мобилизационных планов и долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки в органах исполнительной власти, других государственных органах;

принимает участие в разработке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

разрабатывает и представляет Кабинету Министров Украины проект мобилизационного плана национальной экономики Украины на особый период;

принимает участие в формировании бюджета государства на особый период;

на основе анализа состояния мобилизационной готовности национальной экономики Украины представляет ежегодный доклад Кабинету Министров Украины;

обобщает потребности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований и разрабатывает мобилизационные задания (заказы) исходя из экономических возможностей государства;

разрабатывает критерии оценок уровней мобилизационной готовности национальной экономики Украины и предприятий, учреждений и организаций, которым установлены мобилизационные задания (заказ);

принимает участие в разработке проектов государственных программ экономического и социального развития Украины с целью учета мобилизационных потребностей государства;

координирует работу относительно подготовки предложений к проектам государственных программ экономического и социального развития Украины в части мобилизационной подготовки;

обобщает практику применения актов законодательства по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, разрабатывает предложения относительно совершенствования законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

(Статья 13 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 13-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере экономического развития

Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере экономического развития:

проводит анализ экономического и военно-экономического потенциалов национальной экономики;

принимает участие в разработке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

координирует работу относительно создания, развития, содержания, передачи, ликвидации и реализации мобилизационных мощностей;

координирует работу относительно создания мобилизационного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов;

организует научное обеспечение мероприятий мобилизационной подготовки национальной экономики и формирует задание для проведения научных исследований по этим вопросам;

анализирует состояние мобилизационной готовности национальной экономики Украины, представляет в установленном порядке предложения к ежегодному докладу Кабинета Министров Украины;

определяет потребности (объемы) центральных и местных органов исполнительной власти в финансировании мероприятий по мобилизационной подготовке для их включения в проект Государственного бюджета Украины на соответствующий год;

осуществляет контроль за состоянием мобилизационной готовности национальной экономики Украины и предприятий, учреждений и организаций, которым установлены мобилизационные задания (заказ);

сводит баланс и проводит экономический анализ основных показателей развития национальной экономики на особый период;

представляет в установленном порядке предложения к проектам государственных программ экономического и социального развития Украины с целью учета мобилизационных потребностей государства;

координирует работу по созданию и подготовке специальных формирований, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы Украины других воинских формирований;

осуществляет контроль за выполнением долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки национальной экономики;

организует бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время, обеспечивает предоставление отчетности по вопросам бронирования военнообязанных в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

принимает участие в обобщении практики применения актов законодательства по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения относительно совершенствования такого законодательства.

(Статья 13-1 введена в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI)

Статья 14. Полномочия Министерства обороны Украины

1. Министерство обороны Украины:

организует планирование, методологическое, методическое, научное, финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации в Вооруженных Силах Украины;

организует в мирное время накопление в неприкосновенном запасе и мобилизационном резерве Вооруженных Сил Украины вооружения, военной техники, других материально-технических средств, продовольствия, вещевого и другого имущества, обеспечивает создание, формирование и ведение страхового фонда документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения и создание резерва военно-обученных ресурсов на период мобилизации и на военное время;

обеспечивает проведение мобилизации и демобилизации в Вооруженных Силах Украины и принимает участие в обеспечении мобилизации и демобилизации в иных воинских формированиях;

обеспечивает формирование военно-технической политики и предложений по мобилизационным заданиям (заказам) на создание, производство и ремонт вооружения, военной техники, других материально-технических средств;

осуществляет контроль за состоянием мобилизационной готовности в Вооруженных Силах Украины и за подготовкой предприятий, учреждений и организаций к выполнению мобилизационных заданий (заказов) для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований;

принимает участие в разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в Вооруженных Силах Украины, иных воинских формированиях;

заключает в установленном порядке договоры (контракты) на выполнение мобилизационных заданий (заказов) с предприятиями, учреждениями и организациями, которые привлекаются им к выполнению мобилизационных заданий (заказов), и предприятиями, осуществляющими поставку военной продукции;

представляет в Кабинет Министров Украины проект мобилизационного плана Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований;

представляет Кабинету Министров Украины предложения по потребностям Вооруженных Сил Украины на особый период, иных воинских формирований, включенных в схему мобилизационного развертывания, исходя из экономических возможностей государства;

принимает участие в планировании мобилизационной подготовки в соответствующих центральных органах исполнительной власти (по сфере их управления либо отрасли национальной экономики).

2. Министерство обороны Украины через Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины:

разрабатывает схему мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Украины и специальных формирований, предназначенных для передачи при мобилизации в Вооруженные Силы Украины, а также организует разработку схемы мобилизационного развертывания иных воинских формирований и специальных формирований, предназначенных для передачи в иные воинские формирования при мобилизации;

разрабатывает проект мобилизационного плана Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований;

планирует и осуществляет методологическое, методическое и научное обеспечение мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований;

планирует в мирное время накопление в неприкосновенном запасе и мобилизационном резерве Вооруженных Сил Украины вооружения, военной техники, других материально-технических средств, продовольствия, вещевого и иного имущества и создание резерва военно-обученных человеческих ресурсов на период мобилизации и на военное время;

определяет потребности Вооруженных Сил Украины на особый период, обобщает потребности иных воинских формирований, включенных в схему мобилизационного развертывания, исходя из экономических возможностей государства;

принимает участие в формировании военно-технической политики;

готовит предложения по мобилизационным заданиям (заказам) на создание, производство и ремонт вооружения, военной техники, других материально-технических средств;

совместно с центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления обеспечивает функционирование системы воинского учета граждан;

разрабатывает проекты законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в Вооруженных Силах Украины, иных воинских формированиях;

планирует и осуществляет мероприятия по мобилизации и демобилизации в Вооруженных Силах Украины; принимает участие в проведении мобилизации и демобилизации в иных воинских формированиях;

разрабатывает штаты и табели к штатам оснащения материально-техническими средствами специальных формирований, предназначенных для передачи при мобилизации в Вооруженные Силы Украины; принимает участие в разработке штатов и табелей к штатам по оснащению материально-техническими средствами специальных формирований, предназначенных для передачи в иные воинские формирования при мобилизации;

принимает участие в заключении в установленном порядке договоров (контрактов) на выполнение мобилизационных заданий (заказов) с предприятиями, учреждениями и организациями, которые привлекаются им к выполнению мобилизационных заданий (заказов), и предприятиями, осуществляющими поставку военной продукции;

планирует и организует подготовку и переподготовку военнообязанных.

Статья 15. Полномочия иных центральных органов исполнительной власти и других государственных органов

Центральные органы исполнительной власти и другие государственные органы:

разрабатывают мобилизационные планы, долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки в соответствующих сферах управления и отраслях национальной экономики;

осуществляют методологическое, методическое и научное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствующей сфере управления и отрасли национальной экономики;

планируют, организуют и контролируют мобилизационную подготовку в соответствующей сфере управления, отрасли национальной экономики и осуществляют мероприятия по переводу ее на функционирование в условиях особого периода;

обеспечивают государственное регулирование мобилизационной подготовки в соответствующей сфере управления и отрасли национальной экономики, руководят мобилизационной подготовкой предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления или привлекаемых ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

определяют в соответствующей сфере управления, отрасли национальной экономики возможности по удовлетворению потребностей Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований сил гражданской защиты, национальной экономики и обеспечению жизнедеятельности населения в условиях особого периода;

(В абзац шестой статьи 15 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

определяют потребности (объемы) в финансировании мероприятий по мобилизационной подготовке;

образуют мобилизационные подразделения;

осуществляют мероприятия по обеспечению выполнения мобилизационных планов, долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки в соответствующей сфере управления и отрасли национальной экономики;

доводят (устанавливают) мобилизационные задания (заказы) до предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления или привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к сфере их управления или привлекаемыми ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

обеспечивают выполнение предприятиями, учреждениями и организациями мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами);

вносят в пределах своих полномочий в Кабинет Министров Украины предложения по формированию долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки;

в случае ликвидации (реорганизации) предприятий, учреждений и организаций, для которых установлены мобилизационные задания (заказы), осуществляют мероприятия по передаче таких заданий (заказов) другим предприятиям, учреждениям, организациям в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

организуют при мобилизации осуществление комплекса мероприятий по переводу предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления, на работу в условиях особого периода;

предоставляют центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере экономического развития предложения по бронированию в соответствующих сферах управления военнообязанных на период мобилизации и на военное время; организуют их бронирование; обеспечивают предоставление отчетности по вопросам бронирования военнообязанных в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

обеспечивают совместно с Министерством обороны Украины функционирование системы воинского учета граждан Украины;

организуют повышение квалификации работников мобилизационных подразделений и работников по вопросам мобилизационной работы;

организуют создание, развитие, содержание, передачу, ликвидацию и реализацию мобилизационных мощностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере их управления или привлекаемых ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

организуют создание, формирование и ведение страхового фонда документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

разрабатывают в установленном порядке программы создания страхового фонда документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

осуществляют контроль за созданием, хранением и обслуживанием мобилизационного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере их управления или привлекаемых ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

разрабатывают в пределах предоставленных полномочий утверждают, представляют в установленном порядке на утверждение нормативно-правовые акты по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствующей сфере управления, отрасли национальной экономики;

формируют проекты основных показателей мобилизационных планов в соответствующей сфере управления, отрасли национальной экономики;

обеспечивают исполнение законов Украины и иных нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

представляют центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития ежегодный доклад о состоянии мобилизационной готовности соответствующих сфер управления, отраслей национальной экономики и о ходе исполнения долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

взаимодействуют с центральными и местными органами исполнительной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации и получают от них в установленном законодательством порядке информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения мобилизационных заданий (заказов);

предоставляют информацию Совету министров Автономной Республики Крым, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления по вопросам, относящимся к их компетенции, о характере мобилизационных заданий (заказов), установленных ими для предприятий, учреждений и организаций, находящихся на их территории.

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 16. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым

Совет министров Автономной Республики Крым:

формирует проект основных показателей мобилизационного плана Автономной Республики Крым;

разрабатывает мобилизационный план, долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки Автономной Республики Крым;

осуществляет методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации органов власти Автономной Республики Крым;

руководит мобилизационной подготовкой органов власти Автономной Республики Крым;

планирует, организует и контролирует мобилизационную подготовку в Автономной Республике Крым, перевод отраслей экономики республики на функционирование в условиях особого периода;

определяет возможности экономики Автономной Республики Крым по удовлетворению потребностей Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований сил гражданской защиты, национальной экономики и обеспечению жизнедеятельности населения в условиях особого периода;

(В абзац седьмой статьи 16 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

определяет потребности (объемы) в финансировании мероприятий по мобилизационной подготовке;

образует мобилизационные подразделения;

осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения мобилизационного плана, долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки;

доводит (устанавливает) мобилизационные задания (заказы) до других органов власти Автономной Республики Крым;

обеспечивает выполнение предприятиями, учреждениями и организациями мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами);

вносит в пределах своих полномочий в Кабинет Министров Украины предложения о формировании долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки;

обеспечивает совместно с Министерством обороны Украины функционирование системы воинского учета граждан Украины; организует бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время, обеспечивая предоставление отчетности по вопросам бронирования военнообязанных в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

обеспечивает предоставление военным комиссариатам сведений о регистрации, банкротстве (ликвидации) предприятий, учреждений и организаций согласно законодательству;

организует повышение квалификации работников мобилизационных подразделений и работников по вопросам мобилизационной работы;

организует создание, развитие, содержание, передачу, ликвидацию и реализацию мобилизационных мощностей;

организует создание, формирование и ведение страхового фонда документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

осуществляет контроль за созданием, хранением и обслуживанием мобилизационного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов;

представляет центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития ежегодный доклад о состоянии мобилизационной готовности Автономной Республики Крым и о ходе исполнения долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

получает от центральных органов исполнительной власти необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции, о характере мобилизационных заданий (заказов), установленных предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся на территории Автономной Республики Крым, с целью планирования рационального использования человеческих и материальных ресурсов при мобилизации и в военное время;

организует при мобилизации в установленном порядке своевременное оповещение и прибытие граждан, которые привлекаются к исполнению обязанности относительно мобилизации в порядке, определенном частями третьей - пятой статьи 22 данного Закона, техники на сборные пункты и в воинские части, выделение зданий, сооружений, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств и оказание услуг Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям Оперативно-спасательной службы гражданской защиты в соответствии с мобилизационным планом;

(В абзац двадцать второй статьи 16 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

обеспечивает исполнение законов Украины и иных нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 17. Местные органы исполнительной власти

Местные органы исполнительной власти:

принимают участие в формировании проектов основных показателей мобилизационного плана;

разрабатывают мобилизационные планы, долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки в соответствующих регионах;

осуществляют методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

планируют, организуют и контролируют мобилизационную подготовку на территории соответствующих административно-территориальных единиц и перевод их экономики на функционирование в условиях особого периода;

руководят мобилизационной подготовкой на территории соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют состояние мобилизационной готовности предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

определяют возможности административно-территориальных единиц по удовлетворению потребностей Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований сил гражданской защиты, национальной экономики и обеспечению жизнедеятельности населения в условиях особого периода;

(В абзац седьмой статьи 17 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

определяют потребности (объемы) в финансировании мероприятий по мобилизационной подготовке;

образуют мобилизационные подразделения;

осуществляют мероприятия по обеспечению выполнения мобилизационных планов, долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки;

доводят (устанавливают) мобилизационные задания (заказ) до органов местного самоуправления, а в случае потребности также до местных органов исполнительной власти низшего уровня с передачей им необходимых финансовых ресурсов;

доводят распоряжения о выполнении мобилизационных заданий (заказов) до предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов), и заключают с ними договоры (контракты);

обеспечивают выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории соответствующих административно-территориальных единиц, мобилизационных заданий (заказов);

вносят в пределах своих полномочий в Кабинет Министров Украины предложения по формированию долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки;

в случае ликвидации (реорганизации) предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов), осуществляют мероприятия по передаче таких заданий (заказов) другим предприятиям, учреждениям и организациям в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

организуют при мобилизации осуществление комплекса мероприятий по переводу предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов), на работу в условиях особого периода;

обеспечивают совместно с военными комиссариатами функционирование системы воинского учета граждан Украины, организуют бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время, обеспечивают предоставление отчетности по вопросам бронирования военнообязанных в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

обеспечивают предоставление военным комиссариатам сведений о регистрации, банкротстве (ликвидации) предприятий, учреждений и организаций согласно законодательству;

содействуют военным комиссариатам в их работе в мирное время и при мобилизации;

организуют повышение квалификации работников мобилизационных подразделений и работников по вопросам мобилизационной работы;

организуют создание, развитие, содержание, передачу, ликвидацию и реализацию мобилизационных мощностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

организуют создание, формирование и ведение страхового фонда документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

осуществляют контроль за созданием, хранением и обслуживанием мобилизационного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

организуют при мобилизации в установленном порядке своевременное оповещение и прибытие граждан, которые привлекаются к исполнению обязанности относительно мобилизации в порядке, определенном частями третьей - пятой статьи 22 данного Закона, техники на сборные пункты и в воинские части, выделение зданий, сооружений, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств и оказание услуг Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям Оперативно-спасательной службы гражданской защиты в соответствии с мобилизационными планами;

(В абзац двадцать четвертый статьи 17 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

обеспечивают исполнение законов Украины и иных нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

представляют центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере экономического развития ежегодный доклад о состоянии мобилизационной готовности на территории области, городов Киева и Севастополя и о ходе исполнения долгосрочных и годовых программ мобилизационной подготовки в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

получают от центральных органов исполнительной власти необходимую информацию по вопросам, относящимся к их компетенции, а также о характере мобилизационных заданий (заказов), установленных предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся на территории соответствующих административно-территориальных единиц, с целью планирования рационального использования человеческих и материальных ресурсов при мобилизации и в военное время.

Статья 18. Органы местного самоуправления

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов:

планируют, организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию на территории соответствующих населенных пунктов;

принимают участие в формировании проектов основных показателей мобилизационного плана;

разрабатывают мобилизационные планы, долгосрочные и годовые программы мобилизационной подготовки;

обеспечивают на территории соответствующих населенных пунктов выполнение мобилизационных заданий (заказов) предприятиями, учреждениями и организациями, которые привлекаются ими к выполнению этих заданий (заказов);

осуществляют при объявлении мобилизации мероприятия по переводу предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории соответствующих населенных пунктов, на работу в условиях особого периода;

доводят распоряжения о выполнении мобилизационных заданий (заказов) до предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории соответствующих населенных пунктов и привлекающихся к выполнению мобилизационных заданий (заказов), и заключающих с ними договоры (контракты);

руководят и осуществляют контроль за мобилизационной подготовкой предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

осуществляют контроль за созданием, хранением и обслуживанием мобилизационного резерва материально-технических и сырьевых ресурсов на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в коммунальной собственности или привлекаются ими к выполнению мобилизационных заданий (заказов);

в случае ликвидации (реорганизации) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в коммунальной собственности и которым установлены мобилизационные задания (заказ) или которые привлекаются к их выполнению, осуществляют мероприятия по передаче таких заданий (заказов) другим предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся на территории соответствующих населенных пунктов, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

организуют при мобилизации в установленном порядке своевременное оповещение и прибытие граждан, которые привлекаются к исполнению обязанности относительно мобилизации в порядке, определенном частями третьей - пятой статьи 22 данного Закона, техники на сборные пункты и в воинские части, выделение зданий, сооружений, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств и оказание услуг Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям Оперативно-спасательной службы гражданской защиты в соответствии с мобилизационными планами;

(В абзац одиннадцатый статьи 18 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

обеспечивают на территории соответствующих населенных пунктов ведение воинского учета военнообязанных и призывников, бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время и предоставление отчетности по бронированию военнообязанных в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

обеспечивают предоставление военным комиссариатам сведений о регистрации, банкротстве (ликвидации) предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления, согласно законодательству;

содействуют военным комиссариатам в их работе в мирное время и при мобилизации;

получают от местных органов исполнительной власти необходимую информацию о характере мобилизационных заданий (заказов), установленных предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся на территории соответствующих населенных пунктов, с целью планирования рационального использования человеческих и материальных ресурсов при мобилизации и в военное время;

решают совместно с местными органами исполнительной власти вопросы по выполнению мобилизационных заданий (заказов) предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в коммунальной собственности или привлекаются ими к выполнению этих заданий (заказов), в случае потери связи с указанными предприятиями, учреждениями и организациями при мобилизации и в военное время;

обеспечивают на территории соответствующих населенных пунктов исполнение законов Украины и иных нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 19. Судебные органы

Организационное обеспечение мобилизационной подготовки Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины и высших специализированных судов осуществляет Кабинет Министров Украины, других судов общей юрисдикции - Государственная судебная администрация Украины.

Статья 20. Органы прокуратуры Украины

Генеральная прокуратура Украины обеспечивает мобилизационную подготовку органов прокуратуры Украины для функционирования в особый период.

Раздел IV. Обязанности предприятий, учреждений и организаций и граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации

Статья 21. Обязанности предприятий, учреждений и организаций по мобилизационной подготовке и мобилизации

1. Предприятия, учреждения и организации обязаны:

планировать и осуществлять мероприятия по разработке мобилизационных планов и подготовке к выполнению возложенных на них мобилизационных заданий (заказов) и обеспечивать поставку продукции согласно заключенным договорам (контрактам) и предоставлять отчеты по этим вопросам соответствующим органам исполнительной власти, другим государственным органам и органам местного самоуправления, являющимся заказчиками мобилизационных заданий (заказов);

в случае их ликвидации (реорганизации) своевременно уведомлять об этом соответствующие органы государственной власти, другие государственные органы и органы местного самоуправления, с которыми заключены договоры (контракты) на выполнение мобилизационных заданий (заказов);

осуществлять при мобилизации мероприятия по переводу производства (деятельности) на функционирование в условиях особого периода;

содержать в надлежащем состоянии технику, здания, сооружения и объекты инфраструктуры, подлежащие для передачи в случае мобилизации Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям Оперативно-спасательной службы гражданской защиты или предназначенные для совместного с ними использования в военное время;

содействовать военным комиссариатам в их работе в мирное время и при мобилизации;

обеспечивать своевременное прибытие работников, которые привлекаются к исполнению обязанности относительно мобилизации в порядке, определенном частями третьей - пятой статье 22 данного Закона, на сборные пункты и в воинские части;

обеспечивать при мобилизации доставку техники на сборные пункты и в воинские части согласно мобилизационным заданиям (заказам);

осуществлять мероприятия по подготовке к развертыванию специальных формирований, предназначенных для передачи при мобилизации в Вооруженные Силы Украины, иные воинские формирования Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, развертыванию и передаче их в особый период согласно мобилизационным планам;

предоставлять при мобилизации здания, сооружения, транспортные и другие материально-технические средства Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям Оперативно-спасательной службы гражданской защиты согласно мобилизационным планам с последующим возмещением их стоимости в порядке, установленном законом;

создавать и содержать мобилизационные мощности, создавать и хранить мобилизационный резерв материально-технических и сырьевых ресурсов согласно мобилизационным заданиям (заказам);

обеспечивать формирование и ведение страхового фонда документации на продукцию мобилизационного и оборонного назначения;

вести учет военнообязанных и резервистов и призывников из числа работающих, осуществлять мероприятия по бронированию военнообязанных на период мобилизации и на военное время и предоставлять отчетность по этим вопросам соответствующим органам государственной власти, другим государственным органам и органам местного самоуправления в установленном порядке;

предоставлять соответствующим органам государственной власти, другим государственным органам и органам местного самоуправления информацию, необходимую для планирования и осуществления мобилизационных мероприятий;

образовывать мобилизационные подразделения и назначать работников по вопросам мобилизационной работы;

способствовать своим работникам, которые являются резервистами, при исполнении ими обязанностей службы в военном резерве и своевременному их направлению в органы военного управления, воинских частей;

в случае регистрации (перерегистрации), переоборудования или снятия с учета транспортных средств, которые могут быть назначены для доукомплектования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в особый период, представлять в соответствующие органы и подразделений, согласно Закону Украины "О дорожном движении" осуществляют государственную регистрацию и учет транспортных средств, документы с отметкой районного (городского) военного комиссариата о постановке их на воинский учет (снятие с воинского учета).

2. Предприятия, учреждения и организации, являющиеся исполнителями мобилизационных заданий (заказов) по производству продукции, заключают договоры (контракты) с предприятиями, учреждениями и организациями - производителями (соисполнителями) комплектующих изделий, поставщиками материально-технических средств, сырья.

3. Предприятия, учреждения и организации не могут отказываться от заключения договоров (контрактов) на выполнение мобилизационных заданий (заказов), если их возможности с учетом мобилизационного развертывания и переданных им материально-финансовых ресурсов дают возможность выполнить эти мобилизационные задания (заказы).

(В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI, 17.03.2014 г. №1127-VII, 20.05.2014 г. №1275-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 22. Обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации

1. Граждане обязаны:

являться по вызову в военные комиссариаты (военнообязанные Службы безопасности Украины - по вызову Центрального управления или регионального органа Службы безопасности Украины) для постановки на воинский учет и определения предназначения на военное время;

предоставлять в установленном порядке при мобилизации здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, собственниками которых они являются, Вооруженным Силам Украины, иным воинским формированиям Оперативно-спасательной службе гражданской защиты с последующим возмещением государством их стоимости в порядке, установленном законом.

2. Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу или не привлеченные к исполнению обязанностей относительно мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени при мобилизации, могут быть в соответствии с законом привлечены к выполнению работ, имеющих оборонный характер.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, выполняют мобилизационные задания (заказы) согласно заключенным договорам (контрактам).

3. Во время мобилизации и перевода Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, на штаты военного времени граждане (кроме проходящих службу в военном резерве) обязаны явиться в воинские части или на сборные пункты военных комиссариатов в сроки, указанные в полученных ими документах (мобилизационных предписаниях, повестках или распоряжениях военных комиссаров (военнообязанные Службы безопасности Украины - руководителей органов, где они находятся на военном учете, военнообязанные Оперативно-спасательной службы гражданской защиты - руководителей соответствующих органов управления центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты). Резервисты обязаны явиться в воинские части в сроки, определенные командирами воинских частей, в которых они проходят службу в военном резерве.

4. Граждане, находящиеся в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям для прохождения военной службы в военное время или к другим подразделениям или формированиям для исполнения обязанностей по должностям, предусмотренным штатами военного времени.

5. Призыв граждан на военную службу (кроме тех, которые проходят службу в военном резерве) во время мобилизации или привлечения их к исполнению обязанностей по должностям, предусмотренным штатами военного времени, осуществляют местные органы исполнительной власти через военные комиссариаты (военнообязанных Службы безопасности Украины - Центральное управление или региональные органы Службы безопасности Украины, военнообязанных Оперативно-спасательной службы гражданской защиты - соответствующие органы управления центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты). Резервистов на военную службу во время объявления мобилизации призывают командиры воинских частей, в которых они проходят службу в военном резерве.

Военнообязанные и резервисты, которые находятся на сборах, в случае объявления мобилизации продолжают находиться на сборах. При необходимости указанные лица призываются на военную службу командирами соответствующих воинских частей по распоряжению Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.

Особенности прохождения медицинского обследования военнообязанными и резервистами во время мобилизации, на особый период определяются Министерством обороны Украины совместно с Министерством здравоохранения Украины.

6. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации запрещается перемена места жительства без разрешения должностного лица, определенного в части третьей этой статьи.

(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI, 17.03.2014 г. №1127-VII, 20.05.2014 г. №1275-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 23. Отсрочка от призыва на военную службу при мобилизации

Не подлежат призыву на военную службу при мобилизации военнообязанные:

забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

признанные в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии временно негодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до шести месяцев (с последующим прохождением военно-врачебной комиссии);

мужчины, на иждивении которых находятся пять и более детей в возрасте до 16 лет (такие мужчины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия только по месту жительства);

женщины, на иждивении которых находятся дети в возрасте до 16 лет (такие женщины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства);

занятые постоянным уходом за лицами, нуждающимися в нем, в соответствии с законодательством Украины, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой уход;

народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;

другие военнообязанные или отдельные категории граждан в предусмотренных законами случаях.

Раздел V. Бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время

Статья 24. Цель бронирования военнообязанных

Бронирование военнообязанных, пребывающих в запасе, осуществляется в мирное и в военное время с целью обеспечения функционирования органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций в особый период.

Статья 25. Организация и порядок бронирования военнообязанных

1. Бронированию подлежат военнообязанные, работающие в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления и на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае, если это необходимо для обеспечения функционирования указанных органов и выполнения мобилизационных заданий (заказов). Такие военнообязанные не подлежат принятию на службу в военном резерве.

2. Организация, порядок, объемы и перечни должностей и профессий военнообязанных, подлежащих бронированию на период мобилизации и на военное время, определяются настоящим Законом, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

(В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.03.2014 г. №1127-VII)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел VI. Ответственность за нарушение законодательства Украины о мобилизационной подготовке и мобилизации

Статья 26. Ответственность за организацию мобилизационной подготовки и состояние мобилизационной готовности

1. Ответственность за организацию мобилизационной подготовки и состояние мобилизационной готовности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, административно-территориальных единиц и населенных пунктов, Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защит и предприятий, учреждений и организаций возлагается на соответствующих руководителей.

(В часть 1 статьи 26 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2012 г. №5404-VI)

(см. предыдущую редакцию)

2. Должностные лица, виновные в нарушении законов Украины и иных нормативно-правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, а также граждане за неисполнение своих обязанностей по мобилизационной подготовке и мобилизации несут ответственность согласно закону.

Раздел VII. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

представить в Верховную Раду Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, вытекающих из настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить подготовку и издание нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона;

обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

3. До вступления в силу закона, который будет определять порядок возмещения стоимости имущества, принудительно отчужденного у собственника при мобилизации, такое возмещение осуществляется в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

Президент Украины

Л.Кравчук