Дата обновления БД:
20.01.2025
Добавлено/обновлено документов:
287 / 1185
Всего документов в БД:
316216
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 24 ноября 2018 года №УП-5582
О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 20.03.2020 г. №УП-5971, 10.09.2021 г. №УП-6310, 27.04.2022 г. №УП-122)
В республике на системной основе реализуются задачи по либерализации внешнеэкономической деятельности, повышению инвестиционной привлекательности и усилению экспортного потенциала страны.
Успешная реализация намеченных задач в значительной степени зависит от эффективности деятельности таможенных органов.
Вместе с тем, в сфере таможенного администрирования сохраняется ряд системных проблем, препятствующих формированию в стране благоприятного инвестиционного климата и развитию предпринимательской деятельности.
Действующие таможенные процедуры не отвечают в полной мере требованиям международных норм и стандартов, сопряжены с излишними финансовыми и временными издержками для участников внешнеэкономической деятельности.
Практически отсутствуют механизмы стимулирования соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, поощрения добросовестных субъектов предпринимательства, снижения для них административных барьеров.
Неэффективные и излишние контрольные функции таможенных органов приводят к нарушениям прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Недостаточное использование ресурсов для материального стимулирования сотрудников таможенных органов отрицательно сказывается на профилактике проявлений фактов коррупции и эффективности системы в целом.
В целях дальнейшего совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур, повышения эффективности деятельности таможенных органов, устранения бюрократических преград на пути развития бизнеса и улучшения инвестиционного климата в стране:
1. Одобрить предложение Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан о строительстве таможенных терминалов на приграничных пунктах пропуска, благоприятных для логистики, с привлечением хозяйствующих субъектов.
2. Определить, что:
основными функциями государственных органов и иных организаций на таможенных терминалах является оказание таможенных, банковских, логистических, экспресс-лабораторных, фитосанитарных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, экологических, сертификационных и других услуг по принципу "одно окно";
субъекты предпринимательства на добровольной основе пользуются коммерческими услугами, оказываемыми на таможенных терминалах.
3. Внедрить в полноценном режиме автоматизированную систему управления рисками с применением:
а) с 1 декабря 2018 года:
"желтого коридора", в котором формы таможенного контроля по проверке таможенной декларации, документов и сведений осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором;
"красного коридора", в котором формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором;
б) с 1 марта 2019 года:
"зеленого коридора", в котором формы таможенного контроля не осуществляются в отношении товаров и транспортных средств с низким уровнем риска при принятии решения об их выпуске;
"синего коридора", в котором формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором, после их выпуска.
4. Утвердить "Дорожную карту" по совершенствованию таможенного администрирования согласно приложению №1.
Возложить персональную ответственность на:
Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова - за осуществление строгого контроля за обеспечением своевременной и полноценной реализации мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой";
председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан М.Б. Азимова - за обеспечение своевременной реализации мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой"
.(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.09.2021 №УП-6310)
(см. предыдущую редакцию)
5. Установить, что с 1 февраля 2019 года:
вводится в соответствии с международными стандартами институт уполномоченных экономических операторов, который предусматривает предоставление права добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, отвечающим требованиям, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан, пользоваться упрощенными таможенными процедурами;
на таможенных постах управлений Государственного таможенного комитета по Ташкентской области и городу Ташкенту, специализированного таможенного комплекса "Ташкент-АЭРО" реализуется пилотный проект по созданию и организации деятельности специальной группы лиц — "фронт-офиса", оказывающего услуги по заполнению грузовой таможенной декларации участникам внешнеэкономической деятельности на бесплатной основе (далее — пилотный проект).
Предусмотреть, что расходы, связанные с реализацией пилотного проекта, включая оплату труда лиц, привлекаемых на основании гражданско-правовых договоров, покрываются за счет средств Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития таможенных органов и непредвиденных расходов Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан (далее — Специальный фонд).
Возложить в рамках пилотного проекта ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для заполнения грузовой таможенной декларации, на участника внешнеэкономической деятельности.
Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года внести в Кабинет Министров предложения о целесообразности внедрения результатов пилотного проекта в деятельность других территориальных управлений Государственного таможенного комитета.
6. Определить, что:
сотрудник органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан обязан выполнять таможенные операции, предписываемые автоматизированной системой управления рисками, в соответствии с утвержденной в установленном порядке инструкцией о таможенных процедурах, осуществляемых при досмотре товаров и взятии пробы и (или) образца;
ключевым показателем эффективности деятельности сотрудников таможенных постов является период времени, затрачиваемый участником внешнеэкономической деятельности на таможенное оформление товаров и транспортных средств. При этом статистическая информация о времени таможенного оформления ежемесячно публикуется на официальном веб-сайте Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в разрезе каждого таможенного поста;
"желтый" и "красный" коридоры применяются в соотношении 70 и 30 процентов соответственно на основе профилей рисков или случайного выбора товаров и транспортных средств. При этом со дня введения в действие "зеленого" и "синего" коридоров процентное соотношение, указанное в настоящем абзаце, определяется Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан на основании мониторинга эффективности применения автоматизированной системы управления рисками;
таможенный контроль в отношении товаров, определенных в "синий коридор", осуществляется центральным аппаратом Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и его территориальными управлениями в установленном порядке;
таможенный досмотр ввозимых товаров осуществляется исключительно в местах, оснащенных системой видеонаблюдения, обеспечивающей хранение видеозаписи процедур таможенного досмотра в течение трех месяцев и возможность подключения к ней Центрального аппарата Государственного таможенного комитета и его управлений по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту и специализированного таможенного комплекса "Ташкент-АЭРО". В случае, если товары являются специфическими и не могут быть размещены на таможенном складе из-за своих габаритов, физических параметров или химических свойств, либо особых условий, предъявляемых к их хранению, а также в месте доставки товара отсутствует таможенный склад, таможенный досмотр проводится в месте доставки товара с применением органами государственной таможенной службы портативных устройств видеозаписи с обеспечением хранения видеозаписи на таможенном посту в течение трех месяцев со дня проведения досмотра.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 20.03.2020 №УП-5971)
(см. предыдущую редакцию)
7. Отменить требование о постановке на учет в органах государственной таможенной службы Республики Узбекистан экспортных контрактов по отношению ко всем товарам.
8. Установить, что:
при определении должностного оклада сотрудников органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан (в том числе при исчислении пенсий) тарифный коэффициент применяется в 1,7-кратном размере
;размер ежемесячной надбавки за особые условия труда к должностным окладам сотрудников центрального аппарата Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, управлений Государственного таможенного комитета по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту и специализированных таможенных комплексов, а также Национального кинологического центра составляет 50 процентов;
расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, производятся за счет средств Государственного бюджета;
отчисления в размере 30 процентов от суммы поступающих таможенных сборов и платежей за оказание услуг остаются в Специальном фонде с их использованием согласно смете расходов, утверждаемой Министерством финансов Республики Узбекистан.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.09.2021 №УП-6310)
(см. предыдущую редакцию)
9. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 27.04.2022 №УП-122
(см. предыдущую редакцию)
10. Ввести меру дисциплинарного взыскания "арест с содержанием на гауптвахте" в отношении сотрудников, проходящих службу в органах государственной таможенной службы Республики Узбекистан.
11. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
в срок до 1 января 2019 года утвердить Положение об уполномоченных экономических операторах, предусматривающее порядок предоставления статуса уполномоченного экономического оператора, а также виды упрощенных таможенных процедур, которыми они могут пользоваться;
в месячный срок утвердить обновленные ставки таможенных сборов с оптимизацией их видов и установлением фиксированных ставок;
в срок до 1 марта 2019 года совместно с Генеральной прокуратурой внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законодательных актов по усилению мер правового воздействия за правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, включая увеличение размеров штрафных санкций, в том числе за порчу средств таможенной идентификации.
12. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению №3.
13. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению №4.
14. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан:
в срок до 1 февраля 2019 года с целью упрощения процедуры рассмотрения обращений участников внешнеэкономической деятельности критически пересмотреть распределение полномочий между территориальными управлениями и таможенными постами с передачей части полномочий таможенным постам;
принять меры по отмене практики истребования при импорте товаров экспертного заключения о правильности применения кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
15. Министерствам и ведомствам в двухмесячный срок привести ранее принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и заместителей советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова и Э.М. Ганиева.
Президент Республики Узбекистан
Шавкат Мирзиёев
Приложение №1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года №УП-5582
Дорожная карта по совершенствованию таможенного администрирования
№ |
Мероприятия |
Форма и механизм реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Утверждение обновленных ставок таможенных сборов с оптимизацией их видов и установлением фиксированных ставок. |
Проект постановления |
до 10 декабря |
ГТК (Азимов), |
2. |
Утверждение положения об уполномоченных экономических операторах, предусматривающего порядок предоставления статуса уполномоченного экономического оператора, а также виды упрощенных таможенных процедур, рассрочки и отсрочки таможенных платежей, которыми они могут пользоваться. |
Проект постановления |
до 25 декабря |
ГТК (Азимов), |
3. |
Систематизация номенклатуры товаров, подлежащих оценке соответствия, с существенным сокращением данной номенклатуры и утверждением единого перечня. |
Проект постановления |
до 1 января |
Агентство "Узстандарт" (Саттаров), |
4. |
Упрощение порядка признания в Республике Узбекистан результатов оценки соответствия, осуществленной за ее пределами. |
Проект постановления | ||
5. |
Усиление мер правового воздействия за правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, включая увеличение размеров штрафных санкций, в том числе за умышленную порчу средств таможенной идентификации. |
Проект Закона |
до 20 февраля |
ГТК (Азимов), |
6. |
Пересмотр, с учетом международных стандартов, положений нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру: заявления и определения таможенной стоимости, с сокращением перечня документов, обязательных к предоставлению органам государственной таможенной службы; заполнения грузовой таможенной декларации с ее упрощением. |
Нормативно-правовые акты |
до 20 января |
ГТК (Азимов) |
7. |
Передача функций органов государственной таможенной службы по контролю за наличием установленных законодательством маркировок на импортируемых товарах соответствующим уполномоченным органам с налаживанием эффективного межведомственного взаимодействия между данными органами. При этом предусмотреть запрет на реализацию импортируемых товаров без соответствующих маркировок с усилением мер ответственности за его несоблюдение. |
Проекты |
до 1 февраля |
ГТК (Азимов), |
8. |
Реализация в управлениях Государственного таможенного комитета по Ташкентской области и городу Ташкенту, специализированном таможенном комплексе "Ташкент-АЭРО" пилотного проекта по созданию и организации деятельности специальной группы лиц — "фронт-офиса", оказывающего безвозмездно услуги по заполнению грузовой таможенной декларации участникам внешнеэкономической деятельности. Рассмотрение целесообразности внедрения результатов пилотного проекта в деятельность других управлений Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан. |
Постановление Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан
|
до 1 января
|
ГТК (Азимов), |
9. |
Внесение программно-технических изменений в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций, предусматривающих кардинальное упрощение ввода сведений по внешнеторговым контрактам участниками внешнеэкономической деятельности. |
Техническое задание |
до 1 марта |
Мининфоком (Садиков), |
10. |
Утверждение Концепции по развитию и совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан на 2019 — 2023 годы, предусматривающей, в том числе, внедрение современных методов таможенного администрирования в цифровой экономике. |
Проект постановления Президента |
до 1 июля |
ГТК (Азимов), |
11. |
Утверждение порядка выплаты ежемесячных надбавок высококвалифицированным, инициативным сотрудникам органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан, добросовестно и эффективно выполняющим свои служебные обязанности, в размере до 100 процентов фонда оплаты труда (денежное довольствие). |
Приказ Государственного |
до 10 декабря |
ГТК (Азимов) |
Примечание:
Сроки исполнения могут быть изменены в зависимости от стадии разработки и экспертизы проектной документации, но в пределах срока сдачи в эксплуатацию проектов.
Приложение №2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года №УП-5582
Сетевой график строительства современных таможенных терминалов на прилегающей территории приграничных таможенных постов
Утратило силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.09.2021 №УП-6310
(см. предыдущую редакцию)
Приложение №3
к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года №УП-5582
Изменения и дополнения, вносимые в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан
1. Абзац девятый пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года №УП-4848 "О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата" изложить в следующей редакции:
"отменяется требование о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в органах государственной таможенной службы с сохранением контроля и мониторинга за внешнеторговыми контрактами органами валютного контроля через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций".
2. Подпункт "д" пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 6 февраля 2018 года №ПП-3512 "О мерах по дальнейшему упорядочению перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу" изложить в следующей редакции:
"д) порядок, в соответствии с которым:
ввоз и вывоз физическим лицом товаров при пересечении таможенной границы в пределах норм, указанных в подпунктах "а" — "г" настоящего пункта, осуществляется без их обязательного письменного декларирования, за исключением международных почтовых и курьерских отправлений, а также ввозимых товаров, предназначенных для предпринимательской деятельности;
при определении таможенным органом предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, учитывается количество товаров, где однородные товары, количество которых превышает потребность физического лица, перемещающего товары, и членов его семьи, рассматриваются как товары, ввозимые для использования в предпринимательской деятельности, если лицо, перемещающее товары, не окажет обратное;
при ввозе физическими лицами товаров через таможенную границу для предпринимательской деятельности применяются общие правила таможенного оформления, установленные законодательством в отношении всей суммы ввозимых товаров;
при превышении предельных норм ввоза в республику физическим лицом товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами и не предназначенных для предпринимательской деятельности, таможенные платежи уплачиваются в части превышения предельных норм.
Кабинет Министров Республики Узбекистан вправе устанавливать по согласованию с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан предельные нормы и условия перемещения физическим лицом товаров через таможенную границу, не подлежащих обложению таможенными платежами".
3. В Дисциплинарном уставе таможенных органов, утвержденном постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года №ПП-3665:
а) пункт 28 дополнить подпунктом "д1" следующего содержания:
"д1) арест с содержанием на гауптвахте;";
б) в пункте 46:
дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"арест с содержанием на гауптвахте — в качестве крайней меры дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников за совершение проступка, являющегося основанием для увольнения со службы таможенных органов";
абзацы шестой — восьмой считать соответственно абзацами седьмым — девятым;
в) абзац шестой пункта 47 после слов "уважительных причин" дополнить словами "более трех дней";
г) дополнить пунктом 491 следующего содержания:
"491. При наложении дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте увольнение со службы таможенных органов за этот проступок не допускается, если оно не влечет за собой уголовную ответственность.
Срок ареста с содержанием на гауптвахте для сотрудников рядового, сержантского и младшего офицерского состава — до 10 суток, сотрудников старшего офицерского состава — до 5 суток.
Дисциплинарное взыскание в виде ареста с содержанием на гауптвахте не может быть наложено в отношении женщин".
4. В приложении №1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 апреля 2010 года №62 "О мерах по упорядочению отчислений средств во внебюджетные фонды министерств, государственных комитетов и ведомств" (СП Республики Узбекистан, 2010 г., №4, ст. 14):
а) в графе "Размеры отчислений (в %)" пункта 3 цифру "35****" заменить цифрой "50";
б) в примечании:
абзац четвертый исключить;
абзацы пятый — седьмой считать соответственно абзацами четвертым — шестым.
5. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 27.04.2022 №УП-122
(см. предыдущую редакцию)
Приложение №4
к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года №УП-5582
Перечень некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившими силу
1. Пункт 9 приложения №1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 сентября 2003 года №416 "О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга экспортно-импортных операций".
2. Постановление Кабинета Министров от 4 мая 2006 года №75 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательному таможенному досмотру при их перемещении через таможенную границу Республики Узбекистан".
3. Постановление Кабинета Министров от 19 сентября 2007 года №198 "Об утверждении Положения о порядке определения и декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Узбекистан".
4. Пункт 13 Временного положения о механизме реализации процедур, связанных с экспортными поставками, по принципу "одно окно", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 ноября 2011 года №305.
5. Пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2018 года №684 "О мерах по дополнительной поддержке зерноперерабатывающих предприятий и расширению их экспортного потенциала".
Указ Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2018 года №УП-5582
"О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан"
О документе
Номер документа: | УП-5582 |
Дата принятия: | 24.11.2018 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 26.11.2018 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 26 ноября 2018 года №06/18/5582/2220
Редакции документа
Текущая редакция принята: 27.04.2022 документом Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию таможенного администрирования № УП-122 от 27.04.2022
Вступила в силу с: 27.04.2022
Редакция от 10.09.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан Об упрощении таможенных процедур и дальнейшем совершенствовании организационной структуры... № УП-6310 от 10/09/2021
Вступила в силу с: 10.09.2021
Редакция от 20.03.2020, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента... № УП-5971 от 20/03/2020
Вступила в силу с: 20.03.2020
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.09.2021 №УП-6310)
(см. предыдущую редакцию)