Дата обновления БД:
16.01.2025
Добавлено/обновлено документов:
327 / 1080
Всего документов в БД:
316122
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 7 декабря 2018 года №УП-5590
О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 12.11.2020 г. №УП-6110, 07.10.2021 г. №УП-6320, 29.11.2021 г. №УП-26, 24.02.2022 г. №УП-78)
В рамках реализации мер по реформированию системы здравоохранения в республике удалось достичь определенных результатов в формировании современной системы оказания медицинской помощи населению.
За истекший период усовершенствована система оказания первичной медико-санитарной помощи путем организации сельских врачебных пунктов, городских и сельских семейных поликлиник, повышена ее доступность населению. Создана единая централизованная система экстренной медицинской помощи, совершенствуется сеть республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, оказывающих высокотехнологичные медицинские услуги гражданам, в том числе на местах.
Реализован ряд целевых национальных программ по укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка. Организованы республиканский и региональные скрининг-центры, обеспечивающие предупреждение рождения детей с наследственными и врожденными заболеваниями.
В результате этого за период 1991 — 2017 гг. коэффициент общей смертности уменьшился на 20 процентов, материнской и младенческой смертности — в 3,1 раза. Продолжительность жизни с 1995 года увеличилась на 4,6 года и составила 73,7 года.
Вместе с тем, накопившиеся за последние годы системные недостатки и проблемы в организации деятельности здравоохранения препятствуют эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы охраны здоровья граждан. В их числе:
первое, отсутствуют концепция и стратегические цели в планировании и управлении сферой здравоохранения, в результате чего проводимые реформы носят фрагментарный характер и не позволяют оправдать ожидания и запросы населения по качеству здравоохранения;
второе, система сметного финансирования сферы здравоохранения основана на устаревших, не соответствующих международной практике механизмах, что приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и хроническому недофинансированию отрасли;
третье, низкая эффективность работы по профилактике и раннему выявлению заболеваний, патронажу и формированию здорового образа жизни является причиной увеличения обращений граждан за специализированной медицинской помощью;
четвертое, слабо развита преемственность между различными уровнями и этапами оказания медицинской помощи населению, включая восстановительное лечение и реабилитацию;
пятое, осуществляемая кадровая политика не позволяет прогнозировать перспективы обеспечения специалистами на всех уровнях оказания медицинской помощи, особенно первичного звена, а также подготовки организаторов и управленческого персонала системы здравоохранения;
шестое, слабая интеграция медицинской практики с образованием и наукой на фоне низкого инновационного потенциала специализированных центров отражает неудовлетворительный уровень внедрения передовых достижений медицины в лечебно-диагностический процесс;
седьмое, отсутствуют единые стандарты в сфере электронного здравоохранения, не внедрены современные программные продукты, обеспечивающие интеграцию и эффективное управление медицинскими услугами, существующие информационные системы и технологии разрознены и носят узконаправленный характер.
В целях формирования концептуально новых моделей организации и финансирования здравоохранения, обеспечивающих кардинальное повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи населению, внедрения современных достижений медицинской науки и технологий, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:
1. Считать важнейшими направлениями реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан:
совершенствование законодательства в сфере здравоохранения путем его унификации и принятия законов прямого действия, направленных на повышение качества медицинских услуг и защиту прав пациентов, а также усиление ответственности и защищенности медицинских работников;
формирование современной системы управления и "кластерной" модели организации здравоохранения регионов, обеспечивающей интеграцию лучших практик менеджмента и управления качеством медицинских услуг на основе международных стандартов, внедрение системы аккредитации медицинских и фармацевтических организаций, лицензирования врачебной и фармацевтической деятельности;
совершенствование системы финансирования здравоохранения, определение объемов гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, внедрение системы оплаты медицинских услуг за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и новых механизмов подушевого финансирования, а также поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования;
повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи, поддержку здорового образа жизни и профилактику заболеваний, в том числе путем формирования системы медицинской стандартизации, внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения, эффективных моделей патронажа и диспансеризации;
совершенствование системы охраны материнства и детства на основе развития медицинской генетики, экстренной и специализированной медицинской помощи женщинам и детям, внедрения современных программ скрининга, создания в регионах многопрофильных медицинских комплексов и информационных систем "Мать и дитя";
развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения;
дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, совершенствование механизмов ценообразования, расширение объемов и номенклатуры производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки, в том числе на основе сертификации (аккредитации) медицинских научных и образовательных учреждений по международным стандартам, внедрения современных образовательных программ, методов и технологий;
широкое внедрение системы "электронного здравоохранения", создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов.
2. Утвердить:
Концепцию развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы (далее — Концепция) согласно приложению №1;
Программу мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019 — 2021 годах (далее — Программа) согласно приложению №2.
Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Принять предложения Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства экономики и Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан о:
внедрении с 1 января 2022 года в порядке эксперимента системы финансирования медицинских организаций за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и подушевого финансирования (далее — новые механизмы финансирования) в отдельных районах республики согласно приложению №3;
поэтапном распространении с 1 января 2022 года новых механизмов финансирования во всех регионах республики на основе критического анализа результатов эксперимента;
введении с 1 июля 2019 года механизма смешанного финансирования в стационарных учреждениях областного и районного (городского) уровней здравоохранения, при котором лечение, не входящее в объем гарантированной бесплатной медицинской помощи, осуществляется на платной основе;
передаче с 1 июля 2019 года отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке на основе разработанных инвестиционных проектов (далее — инвестиционные проекты).
4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан (далее — Министерство) совместно с:
а) Министерством финансов, Национальной палатой инновационного здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июля 2019 года обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан "Об обязательном медицинском страховании", предусматривающего:
правовые основы, механизмы и этапы внедрения обязательного медицинского страхования;
определение субъектов обязательного медицинского страхования и уполномоченного органа по регулированию правоотношений в этой сфере, их прав и обязанностей;
источники формирования средств финансирования программ обязательного медицинского страхования;
б) Министерством иностранных дел Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия со Всемирной организацией здравоохранения и международными финансовыми институтами для обеспечения технического содействия при реализации настоящего Указа, в том числе проведения технико-экономического обоснования мероприятий по внедрению обязательного медицинского страхования.
5. Образовать Рабочую комиссию по реализации мер, направленных на кардинальное совершенствование системы здравоохранения (далее — Рабочая комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению №4.
Определить основными задачами Рабочей комиссии организацию качественной разработки и внесения в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также принятие практических мер, направленных на реализацию Концепции.
Рабочей комиссии (А.А. Абдухакимов):
в недельный срок создать экспертные группы по подготовке проектов нормативно-правовых актов с привлечением специалистов министерств и ведомств, научно-исследовательских и образовательных учреждений, представителей институтов гражданского общества, ведущих зарубежных консалтинговых компаний и международных организаций, организовать их эффективную работу;
обеспечить подготовку проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Программой, на основе критического анализа законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта;
осуществлять постоянный контроль за последовательной и качественной подготовкой, своевременным рассмотрением и внесением в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также реализацией других мероприятий, предусмотренных Программой;
в срок до 1 апреля 2019 года подготовить инвестиционные проекты по передаче отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке и обеспечить их размещение на Инвестиционном портале Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям;
обеспечить мониторинг и широкое распространение лучших практик применения государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.
6. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2021 №УП-26
(см. предыдущую редакцию)
7. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2021 №УП-26
(см. предыдущую редакцию)
8. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2021 №УП-26
(см. предыдущую редакцию)
9. Министерству в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан структуры и положение об Агентстве.
Определить, что организация деятельности Агентства осуществляется за счет оптимизации штатной численности органов и организаций государственной системы здравоохранения в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на отрасль "Здравоохранение".
10. Министерству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Указ Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года №УП-5590
"О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан"
О документе
Номер документа: | УП-5590 |
Дата принятия: | 07/12/2018 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 07/12/2018 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года №06/18/5590/2285
Редакции документа
Текущая редакция принята: 24/02/2022 документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики... № УП-78 от 24/02/2022
Вступила в силу с: 24/02/2022
Редакция от 29/11/2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан в связи... № УП-26 от 29/11/2021
Вступила в силу с: 30/11/2021
Редакция от 07/10/2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов... № УП-6320 от 07/10/2021
Вступила в силу с: 08/10/2021
Редакция от 12/11/2020, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной... № УП-6110 от 12/11/2020
Вступила в силу с: 13/11/2020
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24.02.2022 №УП-78)
(см. предыдущую редакцию)