Дата обновления БД:
07.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
400 / 1234
Всего документов в БД:
317569
Утвержден Законом Республики Узбекистан от 25 июня 2019 года №ЗРУ-544
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
(В редакции Законов Республики Узбекистан от 08.02.2021 г. №ЗРУ-670, 31.05.2021 г. №ЗРУ-691, 02.03.2022 г. №ЗРУ-756, 16.06.2022 г. №ЗРУ-779, 06.05.2023 г. №ЗРУ-838, 28.11.2023 г. №ЗРУ-880, 18.12.2023 г. №ЗРУ-883)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее - Законодательная палата), членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее - Сенат), депутатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов (далее - местные Кенгаши), и устанавливает гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан Республики Узбекистан.
Статья 2. Законодательство о выборах
Законодательство о выборах состоит из Конституции Республики Узбекистан, настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Узбекистан.
Статья 3. Основные принципы проведения выборов в Республике Узбекистан
Выборы в Республике Узбекистан проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы проводятся открыто и гласно.
Статья 4. Всеобщее избирательное право
Выборы Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты и депутатов местных Кенгашей являются всеобщими.
Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан (далее - граждане), достигшие до дня выборов или ко дню выборов восемнадцати лет
.Граждане, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, общественного положения, образования, рода и характера занятий, обладают равным избирательным правом.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 18.12.2023 №ЗРУ-883)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Равное избирательное право
Каждый гражданин, участвующий в выборах, имеет один голос.
Не могут быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления, могут быть лишены права участия в выборах только в соответствии с законом и на основе решения суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается
.(В статью внесены изменения в соответствии с Конституционный Законом Республики Узбекистан от 06.05.2023 №ЗРУ-838)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Прямое избирательное право
Президент Республики Узбекистан, депутаты Законодательной палаты, депутаты местных Кенгашей избираются гражданами непосредственно.
Статья 7. Тайное голосование
Голосование на выборах является свободным и тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.
Тайна голосования обеспечивается созданием соответствующих условий, исключающих возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.
Статья 8. Открытость и гласность при подготовке и проведении выборов
Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно.
Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, участков, о составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты Республики Узбекистан, депутаты Законодательной палаты, депутаты местных Кенгашей, а также об итогах голосования и выборов.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов.
Заседания избирательных комиссий проводятся открыто. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации или обнародуются в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, депутаты Законодательной палаты, депутаты местных Кенгашей, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций.
Статья 8-1. Ограничение проведения выборов
В течение всего срока действия чрезвычайного положения, введенного на всей территории Республики Узбекистан или в ее отдельной местности, выборы не проводятся.
(Статья введена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 02.03.2022 №ЗРУ-756)
Глава 2. Избирательные округа и участки
Статья 9. Образование избирательных округов
При проведении выборов Президента Республики Узбекистан вся территория Республики Узбекистан является единым избирательным округом.
Для проведения выборов депутатов Законодательной палаты образуется семьдесят пять территориальных одномандатных избирательных округов.
Одномандатные избирательные округа по проведению выборов депутатов Законодательной палаты образуются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан (далее - Центральная избирательная комиссия) по представлению Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента один раз в пять лет.
Для проведения выборов в Законодательную палату на основе списка кандидатов, выдвинутых политическими партиями в депутаты Законодательной палаты (далее - список партии), вся территория Республики Узбекистан является единым избирательным округом.
Границы одномандатных избирательных округов по проведению выборов депутатов Законодательной палаты определяются с учетом административно-территориального устройства Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, как правило, с равной численностью избирателей на всей территории Республики Узбекистан.
Для проведения выборов в местные Кенгаши образуются избирательные округа в равном количестве депутатских мест в областные, Ташкентский городской, районные (городские) Кенгаши народных депутатов.
В выборах, проводимых в Законодательную палату и местные Кенгаши по одномандатному избирательному округу, избирается один депутат от каждого избирательного округа.
Число избирательных округов для выборов в областной Кенгаш народных депутатов вновь образованной области устанавливается Сенатом, а число избирательных округов для выборов в районный, городской Кенгаш народных депутатов вновь образованного района, города устанавливается соответствующим областным, Ташкентским городским Кенгашем народных депутатов с учетом требований статьи 88 настоящего Кодекса.
Избирательные округа по выборам в областной Кенгаш народных депутатов вновь образованной области образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Сената, а избирательные округа по выборам в районный, городской Кенгаш народных депутатов вновь образованного района, города - соответствующей территориальной избирательной комиссией области и города Ташкента (далее - территориальная избирательная комиссия) по представлению соответствующего областного, Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов.
Одномандатные избирательные округа по выборам в местные Кенгаши образуются соответствующей территориальной, районной, городской избирательной комиссией, как правило, с равной численностью избирателей один раз в пять лет. Границы избирательных округов определяются с учетом административно-территориального устройства области, районов и городов.
При образовании одномандатных избирательных округов максимально допустимое отклонение количества избирателей в избирательных округах, как правило, не должно превышать десяти процентов.
Списки одномандатных избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и мест нахождения избирательных комиссий публикуются соответствующей избирательной комиссией не менее чем за семьдесят дней до выборов.
Статья 10. Порядок и норма образования избирательных участков
Избирательные участки образуются на срок пять лет территориальными избирательными комиссиями по представлению хокимиятов районов и городов. В необходимых случаях избирательные участки могут быть преобразованы, изменены или упразднены границы действующих избирательных участков по представлению хокимиятов районов и городов.
Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах с целью создания максимальных удобств для избирателей.
Избирательные участки могут быть образованы при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, также в местах содержания под стражей и лишения свободы в период подготовки и проведения выборов. Эти избирательные участки входят в избирательные округа по месту их нахождения. Границы избирательных участков не должны пересекать границы других избирательных округов.
В воинских частях избирательные участки образуются по представлению командиров частей или войсковых соединений, в местах содержания под стражей и лишения свободы избирательные участки - по представлению начальников этих учреждений и органов территориальными избирательными комиссиями.
Для проведения выборов Президента Республики Узбекистан и депутатов Законодательной палаты по единому избирательному округу на основе списка партии Центральной избирательной комиссией по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан могут образоваться избирательные участки при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах. Вопрос о прикреплении образуемого за пределами Республики Узбекистан избирательного участка к соответствующей территории решается Центральной избирательной комиссией.
Избирательные участки образуются не менее чем за шестьдесят дней до выборов, как правило, с числом не менее двадцати избирателей и не более трех тысяч избирателей. В воинских частях, при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, а также в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей и лишения свободы избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за семь дней до выборов.
Количество избирательных участков не может быть меньше количества округов.
Территориальная избирательная комиссия устанавливает нумерацию избирательных участков и организует оповещение избирателей о границах каждого участка с указанием номеров телефона, места нахождения соответствующей участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.
Избирательные участки являются едиными для выборов Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты и депутатов местных Кенгашей.
Глава 3. Избирательные комиссии
Статья 11. Система избирательных комиссий
В систему избирательных комиссий входят:
Центральная избирательная комиссия;
территориальные избирательные комиссии;
районные и городские избирательные комиссии;
окружные избирательные комиссии по проведению выборов областного и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов (далее - окружные избирательные комиссии);
участковые избирательные комиссии
.Избирательные комиссии и их члены осуществляют свою деятельность независимо от каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.
Вмешательство в деятельность избирательных комиссий не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
Избирательные комиссии и их члены в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Кодексом и другими законодательными актами.
Рассмотрение вопросов и принятие решений осуществляются избирательной комиссией коллегиально.
Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность открыто и гласно.
На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать представители политических партий, средств массовой информации, наблюдатели от органов самоуправления граждан, других государств, международных организаций.
Избирательные комиссии принимают необходимые меры по обеспечению кандидатам, политическим партиям равных условий для проведения избирательной кампании, справедливого распределения бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, честности голосования и подведения итогов выборов.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 18.12.2023 №ЗРУ-883)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 12. Образование Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия образуется палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан в составе девяти членов и осуществляет деятельность на постоянной основе. Один член Центральной избирательной комиссии является представителем Республики Каракалпакстан
.Члены Центральной избирательной комиссии избираются Законодательной палатой и Сенатом по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов.
Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан избирается на пятилетний срок из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем Центральной избирательной комиссии более двух сроков подряд
.Заместитель председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии избираются из числа ее членов на заседании комиссии.
Член Центральной избирательной комиссии имеет соответствующее удостоверение.
Удостоверение председателя Центральной избирательной комиссии и его заместителя подписывается Президентом Республики Узбекистан, а удостоверение других членов Центральной избирательной комиссии подписывается Спикером Законодательной палаты и Председателем Сената.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 18.12.2023 №ЗРУ-883)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 13. Членство в Центральной избирательной комиссии
Членом Центральной избирательной комиссии может быть гражданин, достигший двадцати пяти лет, имеющий, как правило, высшее образование, опыт работы в организации и проведении выборов, пользующийся авторитетом среди общественности и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти последних лет.
Не могут быть членами Центральной избирательной комиссии граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершенные тяжкие либо особо тяжкие преступления, военнослужащие Вооруженных Сил Республики Узбекистан, сотрудники Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, других военизированных подразделений, профессиональные служители религиозных организаций и объединений.
Член Центральной избирательной комиссии не может быть членом другой избирательной комиссии или политической партии.
Член Центральной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидатом в Президенты Республики Узбекистан, кандидатом в депутаты Законодательной палаты и местного Кенгаша, кандидатом в члены Сената, доверенным лицом, считается выбывшим из состава комиссии.
Полномочия члена Центральной избирательной комиссии могут быть прекращены палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан непосредственно либо по представлению органа, его рекомендовавшего в случаях:
подачи им письменного заявления о сложении полномочий;
признания его судом недееспособным;
вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
систематического невыполнения им своих обязанностей;
избрания или назначения его на должность, занятие которой по закону несовместимо с осуществлением полномочий члена Центральной избирательной комиссии;
признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Избирательный кодекс Республики Узбекистан
от 25 июня 2019 года
О документе
Дата принятия: | 25.06.2019 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 26.06.2019 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 26 июня 2019 года №03/19/544/3337
Редакции документа
Текущая редакция принята: 18.12.2023 документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референд
Вступила в силу с: 19.12.2023
Редакция от 28.11.2023, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с формированием единой системы республиканских органов исполнительной власти № ЗРУ-880 о
Вступила в силу с: 29.11.2023
Редакция от 06.05.2023, принята документом Конституционный Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан № ЗРУ-838 от 06.05.2023
Вступила в силу с: 08.05.2023
Редакция от 16.06.2022, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан № ЗРУ-779 от 16.06.2022
Вступила в силу с: 16.06.2022
Редакция от 02.03.2022, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием... № ЗРУ-756 от 02/03/2022
Вступила в силу с: 03.03.2022
Редакция от 31.05.2021, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбекистан № ЗРУ-691 от 31/05/2021
Вступила в силу с: 31.05.2021
Редакция от 08.02.2021, принята документом Закон Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи... № ЗРУ-670 от 08/02/2021
Вступила в силу с: 09.02.2021
Внимание! В документ не внесены изменения от 21.04.2021 г. №ЗРУ-683 (приводятся на узбекском языке)