Дата обновления БД:
06.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
360 / 1069
Всего документов в БД:
317389
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 30 октября 2019 года №УП-5863
Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 12.11.2020 г. №УП-6110, 17.03.2021 г. №УП-6188, 17.01.2024 г. №УП-14, 23.07.2024 г. №УП-106, 14.11.2024 г. №УП-184)
В стране проводится последовательная работа в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, улучшения санитарной и экологической обстановки.
Вместе с тем результаты проведенного анализа свидетельствуют об отсутствии комплексного подхода и стратегического планирования при осуществлении функций государства в сфере охраны окружающей среды, а также недостаточности полномочий природоохранного органа для эффективного выполнения поставленных задач.
В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды, внедрения эффективных механизмов профилактики, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства, усиления персональной ответственности руководителей государственных органов и хозяйствующих субъектов, граждан за санитарное и экологическое состояние населенных пунктов республики, а также обеспечения достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года:
1. Утвердить:
а) Концепцию охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению №1, предусматривающую меры по:
сохранению и обеспечению качества объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, земель, почв, недр, биоразнообразия, охраняемых природных территорий) от антропогенного воздействия и иных негативно воздействующих факторов;
приоритетному использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность;
расширению охраняемых природных территорий;
обеспечению экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ;
совершенствованию экологически безопасной системы обращения с отходами;
формированию экологической культуры населения, повышению уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усилению роли гражданского общества;
б) "Дорожную карту" по реализации в 2019 - 2021 годах Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - "Дорожная карта") согласно приложению №2.
Установить, что Концепция реализуется поэтапно на основе отдельно утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан на трехлетний срок "дорожных карт" исходя из достигнутых результатов, целевых показателей и основных направлений охраны окружающей среды на соответствующий период.
2. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии):
в срок до 1 декабря 2021 года на основе тщательного изучения итогов реализации "Дорожной карты" обеспечить разработку и внесение на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта "Дорожной карты" на последующий период;
вести действенный мониторинг за ходом исполнения "дорожных карт".
3. Возложить персональную ответственность на:
первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра транспорта Республики Узбекистан А.Ж. Раматова - за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств в рамках реализации Концепции и "Дорожной карты";
председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Б.Т. Кучкарова - за достижение целевых показателей Концепции.
4. Одобрить предложения Госкомэкологии, Экологической партии Узбекистана и общественности о введении моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд (далее - мораторий).
Определить, что:
а) мораторий действует с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года;
б) в период действия моратория уполномоченным государственным органам запрещается выдавать разрешения на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, за исключением случаев, установленных в настоящем пункте;
в) мораторий не распространяется на:
санитарную обрезку и вырубку деревьев и кустарников, поврежденных в результате воздействия природных факторов или вредителей, болезней растений, засыхающих или высохших, а также угрожающих безопасности жизни и здоровья человека, имуществу юридических и физических лиц;
вырубку деревьев и кустарников (тополь и другие быстрорастущие породы, тутовые плантации, фруктовые деревья и кустарники), выращиваемых для получения древесины и плодов;
вырубку деревьев и кустарников, выращиваемых на плантациях и/или являющихся собственностью юридического или физического лица.
Министерствам и ведомствам, а также органам хозяйственного управления и исполнительной власти на местах строго обеспечить сохранение деревьев и кустарников, в том числе путем применения практики их пересаживания, на этапе выбора и отвода земельных участков для строительства и проектирования строительства объектов, а также при создании инженерно-коммуникационной инфраструктуры (электро-, газо- и водоснабжение, канализация, железные и автомобильные дороги и другие).
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить комплекс организационно-правовых мер по кардинальному совершенствованию системы охраны деревьев и кустарников, в том числе предусматривающих усиление ответственности за незаконную вырубку, повреждение либо уничтожение деревьев и кустарников.
Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству совместно с Госкомэкологии и ассоциацией "Хунарманд" в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по обеспечению ремесленников, производящих продукцию народных художественных промыслов и прикладного искусства, древесиной, в том числе из ценных видов пород.
Госкомэкологии в срок до 1 ноября 2020 года внести предложения относительно целесообразности продления действия моратория исходя из эффективности принятых мер по охране деревьев и кустарников.
6. Министерству занятости и сокращения бедности совместно с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан обеспечить осуществление комиссиями органов самоуправления граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению контроля за соблюдением экологических требований при санитарной обрезке и вырубке зеленых насаждений, а также их переработке и утилизации отходов, включая коммерческое использование древесины, с привлечением негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
7. Одобрить предложения:
Союза молодежи Узбекистана об организации совместно с Экологической партией Узбекистана экологических акций, направленных на формирование у молодежи бережного отношения к окружающей среде, сохранение природы и недопущение загрязнения воздуха, воды и почвы, причинения ущерба флоре и фауне;
Республиканского центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" о проведении не реже одного раза в год социологических исследований по изучению общественного мнения по актуальным вопросам охраны окружающей среды.
8. Ввести с 1 ноября 2019 года порядок, в соответствии с которым:
министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Каракалпакстан, начальники управлений экологии, охраны окружающей среды и изменения климата областей и города Ташкента
ежегодно представляют соответственно Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому Кенгашу народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в регионе;начальники отделов экологии, охраны окружающей среды и изменения климата района (города) ежегодно представляют соответственно районным (городским) Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в районе (городе).
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.01.2024 №УП-14)
(см. предыдущую редакцию)
9. Установить с 1 ноября 2019 года порядок, согласно которому проведение государственными инспекторами Инспекции государственного экологического контроля Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата оперативных контрольных мероприятий при выявлении следующих случаев осуществляется без предварительного согласования с уполномоченным органом, координирующим деятельность контролирующих органов, с последующим обязательным его уведомлением путем регистрации проведенной проверки в Единой системе электронной регистрации проверок в течение двадцати четырех часов с момента начала проверки:
несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании или сжигании в открытом пламени горючих веществ и строительных материалов;
плавление битума без применения специальных технических устройств, сжигание стерни, опавших листьев и веток деревьев либо других растительных остатков на полях и в населенных пунктах;
сверхнормативный или несанкционированный сброс сточных вод на рельеф местности или в открытые водоемы, а также в систему коммунальной канализации;
забор воды из природных (естественных) водных объектов без разрешения на специальное водопользование или водопотребление;
незаконная рубка деревьев, сбор и заготовка или уничтожение дикорастущих растений, охота или добывание диких животных (в том числе рыбы);
несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами;
несоблюдение требований законодательства при проведении работ по расчистке русел и водоохранных зон рек, саев, ручьев и озер, а также укреплению их берегов.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.01.2024 №УП-14)
(см. предыдущую редакцию)
10. Запретить:
с 1 января 2020 года ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже "Евро-4";
с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим "временный ввоз" и "выпуск для свободного обращения (импорт)" моторного топлива экологического класса ниже "Евро-3", а с 1 января 2023 года - моторного топлива экологического класса ниже "Евро-4";
с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим "временный ввоз" и "выпуск для свободного обращения (импорт)" в целях эксплуатации и реализации колесных транспортных средств категорий "М" и "N", оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса "Евро-4".
Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить порядок экологической сертификации ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий "М" и "N" на соответствие требованиям экологического класса.
11. Согласиться с предложением Госкомэкологии о передаче его полномочий по выдаче разрешений на добывание диких животных и специальное пользование объектами растительного мира Комитету Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениям по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента.
12. Госкомэкологии:
а) в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
порядок проведения обязательных общественных обсуждений и слушаний проектов оценки воздействия на окружающую среду на намечаемые виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), до проведения государственной экологической экспертизы;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Указ Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2019 года №УП-5863
"Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года"
О документе
Номер документа: | УП-5863 |
Дата принятия: | 30.10.2019 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 31.10.2019 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 31 октября 2019 года №06/19/5863/3979
Редакции документа
Текущая редакция принята: 14.11.2024 документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по надежной защите прав и законных интересов предпринимателей № УП-184 от 14.11.2024
Вступила в силу с: 01.01.2025
Редакция от 23.07.2024, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О создании Климатического совета при Президенте Республики Узбекистан № УП-106 от 23.07.2024
Вступила в силу с: 03.08.2024
Редакция от 17.01.2024, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по упорядочиванию добычи нерудных материалов в водоемах № УП-14 от 17.01.2024
Вступила в силу с: 20.01.2024
Редакция от 17.03.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов... № УП-6188 от 17/03/2021
Вступила в силу с: 17.03.2021
Редакция от 12.11.2020, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной... № УП-6110 от 12/11/2020
Вступила в силу с: 13.11.2020
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.01.2024 №УП-14)
(см. предыдущую редакцию)