Дата обновления БД:
07.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
400 / 1234
Всего документов в БД:
317569
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 30 октября 2020 года №УП-6098
Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 08.06.2021 г. №УП-6243, 27.08.2021 г. №УП-6300, 08.07.2022 г. №УП-167, 10.02.2023 г. №УП-21, 06.07.2023 г. №УП-108)
В стране осуществляются масштабные реформы в сферах денежно-кредитной, валютной, налоговой и внешнеторговой политики, направленные на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и улучшение инвестиционного климата.
Вместе с тем экспертные оценки и проводимые среди субъектов предпринимательства опросы свидетельствуют о сохранении в экономике высокого уровня теневого оборота, особенно в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию, что ущемляет экономические интересы добросовестных предпринимателей и создает для них неравные условия для ведения бизнеса.
В целях сокращения уровня теневой экономики в стране, создания равных конкурентных условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе за счет снижения регулятивного и административного бремени, автоматизации процедур и упрощения порядка соблюдения требований налогового законодательства:
1. Установить, что с 1 января 2021 года:
а) до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общественного питания, полученные от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не включаются в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов;
б) для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, ставка налога с оборота снижается с 25 до 13 процентов;
в) строительным организациям разрешается осуществлять на срочной основе наем работников без заключения договора, с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10 процентов от общего объема фонда оплаты труда за отчетный период (без учета суммы социального налога). При этом:
строительные организации обеспечивают в установленном порядке уплату налога на доходы физических лиц и социального налога, а также ежемесячно представляют в органы государственной налоговой службы реестр нанятых без заключения договора работников, с указанием выплаченных им сумм наличных денежных средств;
органы государственной налоговой службы на основе представленных строительными организациями реестров автоматически идентифицируют налогоплательщиков и обеспечивают учет уплаченного налога на доходы физических лиц и социального налога.
Определить, что на лиц, нанятых без заключения договора, распространяются нормы законодательства, предусматривающие социальную защиту работников при несчастных случаях на производстве.
2. Принять к сведению, что:
хозяйствующим субъектам разрешается осуществлять приобретение товаров (услуг) с применением корпоративных банковских карт без заключения договора, но с обязательным получением электронных счетов-фактур или чеков онлайн контрольно-кассовых машин на них;
до 1 января 2022 года введен порядок, в соответствии с которым органы государственной налоговой службы уведомляют Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении налогового аудита в порядке, установленном законодательством;
выездные налоговые проверки осуществляются органами государственной налоговой службы с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Государственному налоговому комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению порядка проведения налоговых проверок, предусмотрев обеспечение их открытости и прозрачности, кардинальное упрощение процедуры, а также усиление ответственности должностных лиц, осуществляющих проверку.
3. Создать Специальную комиссию по сокращению теневой экономики (далее - Специальная комиссия) в составе согласно приложению №1, территориальные комиссии по сокращению теневой экономики (далее - территориальные комиссии) с типовым составом согласно приложению №2.
Определить основной задачей Специальной комиссии разработку и реализацию комплексных мер по борьбе с теневой экономикой, в том числе:
создание условий по стимулированию выхода бизнеса "из тени", мер по упрощению налогового режима, а также по расширению безналичных расчетов;
адаптацию принимаемых нормативно-правовых актов к установившейся практике ведения бизнеса;
обеспечение нацеленности инструментов налогового и таможенного администрирования на полноту учета и поступлений, включая выявление и привлечение к ответственности физических и юридических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
координацию деятельности по борьбе с теневой экономикой с организациями в сфере противодействия отмыванию денег;
обеспечение открытости и прозрачности, широкое вовлечение общественности, средств массовой информации в борьбу с теневой экономикой, формирование в обществе чувства нетерпимости к ней, продвижение престижа легального ведения бизнеса.
4. Определить основными задачами территориальных комиссий координацию работы на местах по:
содействию предпринимателям в легализации бизнеса, получении необходимых разрешений, а также в проведении с ними профилактической работы;
выявлению причин и факторов, способствующих формированию теневой экономики, принятие мер по их ликвидации;
борьбе с реализацией товаров, завезенных нелегально, или контрафактной продукцией, а также товаров, перемещаемых внутри страны без товаросопроводительных документов;
предотвращению осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации и сокрытия выручки, в первую очередь - за счет выявления фактов нелегального производства, реализации и хранения подакцизной продукции;
выявлению и пресечению фактов неформальной трудовой деятельности, в первую очередь - на объектах строительства и сферы услуг, а также выплаты заработной платы "в конвертах".
5. Территориальным комиссиям:
в двухнедельный срок разработать "дорожные карты" с учетом особенностей каждого района и города, определив ответственные органы и организации, и внести их на утверждение Специальной комиссии с указанием ожидаемых результатов;
на ежеквартальной основе вносить на рассмотрение Специальной комиссии предложения по совершенствованию борьбы с теневой экономикой.
Возложить на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за своевременное и полноценное исполнение задач, предусмотренных в "дорожных картах", по сокращению теневой экономики на региональном уровне.
6. Специальной комиссии (Д. Кучкаров) в срок до 1 февраля 2021 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан Стратегию по сокращению теневой экономики в 2021 - 2025 гг. с обеспечением организации качественной работы ответственных министерств и ведомств, а также привлечением зарубежных, местных экспертов и бизнес-сообщества для ее разработки.
7. Утвердить "дорожную карту" по реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности министерств и ведомств в борьбе против теневой экономики и коррупции, а также совершенствованию налогового и таможенного администрирования согласно приложению №3.
Специальной комиссии обеспечить обсуждение предложений по борьбе с теневой экономикой и коррупцией, в том числе по мероприятиям, предусмотренным в "дорожной карте", а также ежемесячно заслушивать отчеты по достигнутым результатам.
Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полноценное исполнение "дорожной карты".
8. Центральному банку совместно с коммерческими банками в срок до 1 января 2021 года:
обеспечить внедрение бесконтактных технологий при проведении населением расчетов за товары и услуги, реализуемые самозанятыми лицами и ремесленниками, а также в пунктах общественного питания;
расширить сети банкоматов и многофункциональных терминалов самообслуживания, c доведением их количества до 10 тысяч единиц;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Указ Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года №УП-6098
"Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов"
О документе
Номер документа: | УП-6098 |
Дата принятия: | 30.10.2020 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 31.10.2020 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 31 октября 2020 года, №06/20/6098/1432
Редакции документа
Текущая редакция принята: 06.07.2023 документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ № УП-108 о
Вступила в силу с: 07.07.2023
Редакция от 10.02.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему совершенствованию критериев разделения субъектов предпринимательства на категории, а также налоговой политики и налогового администрировани
Вступила в силу с: 10.02.2023
Редакция от 08.07.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан № УП-167 от 08.07.2022
Вступила в силу с: 08.07.2022
Редакция от 27.08.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного финансового контроля № УП-6300 от 27/08/2021
Вступила в силу с: 28.08.2021
Редакция от 08.06.2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав... № УП-6243 от 08/06/2021
Вступила в силу с: 09.06.2021