Дата обновления БД:
07.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
400 / 1234
Всего документов в БД:
317569
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 24 ноября 2020 года №УП-6118
О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 11.08.2022 г. №УП-189, 31.05.2023 г. №УП-81, 03.01.2024 г. №УП-1, 26.09.2024 г. №УП-149, 14.11.2024 г. №УП-184)
За последние годы на основе передового зарубежного опыта в стране реализованы масштабные меры по совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов.
Вместе с тем в целях дальнейшего укрепления доверия граждан к правосудию, а также повышения авторитета и усиления действенности судебной власти требуется дальнейшее повышение эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов.
В данном направлении возникла необходимость оптимизации структуры и полномочий Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Бюро), кардинального пересмотра методов его работы, усиления взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами государственной власти на местах.
В целях обеспечения надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, внедрения эффективных механизмов своевременного и качественного исполнения судебных актов и актов иных органов, дальнейшего укрепления доверия населения к правосудию, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":
1. Установить, что:
Бюро осуществляет свою деятельность в соответствии с принципом централизации, на основе подчинения и подотчетности нижестоящих руководителей вышестоящим;
директор Бюро в своей деятельности подчиняется и подотчетен непосредственно Генеральному прокурору, ответственным за результативность деятельности Бюро является Генеральный прокурор;
запрещается вмешательство в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, в частности дача незаконных поручений или незаконное воздействие на государственного исполнителя в иной форме с целью воспрепятствования исполнению судебного акта.
2. Образовать Республиканский совет по повышению эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов (далее - Республиканский совет) в составе согласно приложению №1, а также территориальные советы по повышению эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов (далее - территориальные советы) в типовом составе согласно приложению №2.
Определить основными задачами Республиканского совета (Н.Т. Йулдошев):
обсуждение причин и условий проблем, возникающих в процессе обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов, обеспечение их устранения и предупреждения в будущем, а также определение мероприятий, подлежащих реализации органами Бюро и другими государственными органами и организациями, контроль их исполнения;
обсуждение вопросов, связанных с сотрудничеством правоохранительных органов и других государственных органов и организаций в процессе обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов, а также количеством и качеством исполнительных документов, представляемых в органы принудительного исполнения соответствующими государственными органами;
рассмотрение других вопросов, связанных с повышением эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов.
Определить основными задачами территориальных советов:
заслушивание информации начальников территориальных управлений Бюро, а также руководителей других территориальных ведомств и организаций о ходе исполнения судебных актов и актов иных органов;
детальное обсуждение каждого случая возврата без исполнения исполнительных документов, выданных в доход государства или государственных органов либо в их интересах. При этом внесение в вышестоящие организации рекомендаций о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших случаи безосновательного возврата;
выявление причин и факторов, порождающих противоречия и конфликтные ситуации в процессе принудительных исполнительных действий, принятие мер по их устранению. Принятие мер по широкому привлечению депутатов Кенгашей народных депутатов районов (городов), представителей институтов гражданского общества и средств массовой информации к данным процессам;
составление адресных списков должников, нуждающихся в помощи и оказавшихся в трудном положении, проведение индивидуальной работы с ними, в том числе оказание практической помощи и содействия для обеспечения их занятости;
принятие мер по организации на многолюдных рынках и в торговых центрах районов и городов ярмарок для реализации арестованного имущества по исполнительным документам;
внесение предложений о погашении задолженности по исполнительным документам о взыскании денежных средств с должников - бюджетных организаций в случаях недостаточности средств у данных бюджетных организаций за счет перевыполненной части доходов местных бюджетов;
рассмотрение иных вопросов по повышению эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов.
3. Определить, что:
Бюро и его территориальные управления являются рабочими органами соответственно Республиканского совета и территориальных советов;
заседания Республиканского совета и территориальных советов проводятся минимум один раз в месяц. На заседания Республиканского совета и территориальных советов могут приглашаться руководители государственных органов, представители общественных организаций и средств массовой информации;
территориальные советы ежемесячно отчитываются о своей деятельности перед Республиканским советом;
Бюро совместно с территориальными советами на системной основе проводит регулярную инвентаризацию исполнительных документов, находящихся в производстве;
Республиканский совет и территориальные советы не вправе принимать решения или в иной форме давать указания о приостановлении исполнения судебных актов и актов иных органов.
Республиканскому совету ежемесячно вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о ходе исполнения судебных актов и актов иных органов.
4. С 1 января 2021 года начальники территориальных управлений и районных (городских) отделов Бюро каждые полгода представляют отчет о своей деятельности соответственно Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей, районов и городов.
Сенату Олий Мажлиса, Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей, районов и городов организовать на основе глубокого анализа критические обсуждения отчетов о деятельности органов Бюро.
5. Установить следующую подведомственность исполнительных документов органам Бюро по территориальности и категориям:
а) центральному аппарату Бюро:
исполнительные документы, выданные в отношении нескольких должников, находящихся в разных областях, в том числе должников с солидарной ответственностью;
исполнительные документы, предусматривающие взыскание суммы, составляющей 100 000 и более размеров базовой расчетной величины на день представления данных исполнительных документов;
исполнительные документы, выданные в отношении иностранных государств, их государственных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Республике Узбекистан, международных правительственных организаций и их представительств, а также их работников, обладающих дипломатическим иммунитетом;
исполнительные документы, имеющие особо важное значение и переданные в производство центрального аппарата Бюро из территориальных подразделений Бюро на основании постановления Главного государственного исполнителя либо его заместителя;
б) территориальным управлениям Бюро:
исполнительные документы, выданные в отношении нескольких должников, находящихся разных районах (городах), в том числе должников с солидарной ответственностью;
исполнительные документы, предусматривающие взыскание суммы в размере от 50 000 до 100 000 размеров базовой расчетной величины на день представления данных исполнительных документов;
исполнительные документы в отношении должника - юридического лица, являющегося по исполнительному документу резидентом иностранного государства;
исполнительные документы, имеющие особо важное значение и переданные в производство территориальных управлений из районных (городских) отделов Бюро на основании постановлений главных государственных исполнителей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента либо их заместителей;
в) районным (городским) отделам Бюро - иные исполнительные документы, не предусмотренные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Установить, что в целях обеспечения законности в процессе проведения принудительных исполнительных действий, независимо от подведомственности, указанной в настоящем пункте, исполнительный документ может быть передан в производство:
центрального аппарата или определенного органа Бюро - на основании поручения Генерального прокурора либо постановления Главного государственного исполнителя;
территориального управления или районного (городского) отдела Бюро на соответствующей территории - на основании постановлений главных государственных исполнителей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента либо их заместителей.
6. В целях установления строгого контроля за процедурами расчета и выплаты алиментов для материального обеспечения несовершеннолетних детей на основании судебных актов и актов иных органов:
а) согласиться с предложением Генеральной прокуратуры и Верховного суда о создании Единой информационной системы исполнения и контроля за алиментными обязательствами, а также открытии отдельного банковского счета по алиментным обязательствам;
б) с 1 марта 2021 года установить порядок, в соответствии с которым:
исполнение должниками алиментных обязательств по исполнительным документам осуществляется через Единую информационную систему исполнения и контроля за алиментными обязательствами;
Единая информационная система исполнения и контроля за алиментными обязательствами интегрируется с отдельным банковским счетом по алиментным обязательствам. При этом Бюро оформляет соответствующую банковскую карту на имя взыскателя (получателя алиментов) и перечисляет посредством данного отдельного банковского счета по алиментным обязательствам на эту банковскую карту алиментные деньги, в том числе из удержанной из заработной платы должника по алиментным обязательствам.
Возложить на советника Премьер-министра (О.М. Умаров) ответственность за внедрение Единой информационной системы исполнения и контроля за алиментными обязательствами.
7. Генеральной прокуратуре (Н.Т. Йулдошев) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий внесение следующих изменений и дополнений в законодательство, направленных на дальнейшее широкое внедрение института добровольного исполнения судебных актов без мобилизации принудительной силы государства:
а) добровольное исполнение осужденным уголовного наказания в виде штрафа под контролем государственного исполнителя в течение трех месяцев (для несовершеннолетних лиц - шести месяцев) начиная со дня вступления приговора в законную силу. При этом уклонение осужденного от добровольной уплаты в установленный срок штрафа, назначенного в виде уголовного наказания, является основанием для замены неуплаченной части штрафа на такие виды уголовного наказания, как обязательные общественные работы, ограничение по службе, ограничение свободы или лишение свободы;
б) в случаях без результативности мер по обеспечению исполнения отдельных категорий судебных актов и актов иных органов внедрение порядка представления данных актов в органы принудительного исполнения в качестве крайней меры, в частности:
исполнительных документов о взыскании денежных средств с юридического лица - после представления взыскателем исполнительного документа для обеспечения исполнения в банковское учреждение, обслуживающее должника - юридическое лицо (за исключением исполнительных документов, предусматривающих взыскание в Государственный бюджет);
исполнительных документов об установлении имущественных прав, возникающих после государственной регистрации, или о государственной регистрации имущественных прав - после представления взыскателем исполнительного документа для обеспечения исполнения в государственные органы и организации, осуществляющие государственную регистрацию соответствующих имущественных прав;
исполнительных документов об установлении права собственности на ценные бумаги или установлении доли в юридических лицах, определяемой по количеству и виду ценных бумаг, либо предусматривающих возложение обязательства по учету права собственности на ценные бумаги - после представления взыскателем исполнительного документа для обеспечения исполнения в уполномоченную организацию в целях постановки на учет права собственности на ценную бумагу на имя лица, указанного в исполнительном документе;
исполнительных документов о восстановлении на работе - после представления взыскателем исполнительного документа для обеспечения исполнения работодателю, наделенному полномочием по восстановлению на работе;
исполнительных документов, предусматривающих взыскание заработной платы и приравненных к ней платежей - после представления взыскателем исполнительного документа для обеспечения исполнения в соответствующую организацию, обязанную произвести выплату заработной платы и приравненных к ней платежей;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Указ Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2020 года №УП-6118
"О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов"
О документе
Номер документа: | УП-6118 |
Дата принятия: | 24.11.2020 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 25.11.2020 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 25 ноября 2020 года, №06/20/6118/1562
Редакции документа
Текущая редакция принята: 14.11.2024 документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по надежной защите прав и законных интересов предпринимателей № УП-184 от 14.11.2024
Вступила в силу с: 01.01.2025
Редакция от 26.09.2024, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по обеспечению прозрачности и дальнейшему совершенствованию системы управления в сферах экологии и охраны окружающей среды № УП-149 от 26.09.2024
Вступила в силу с: 04.10.2024
Редакция от 03.01.2024, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по реформированию и цифровизации системы исполнения судебных актов и актов иных органов № УП-1 от 03.01.2024
Вступила в силу с: 04.01.2024
Редакция от 31.05.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по трансформации сферы экологии и охраны окружающей среды и организации деятельности уполномоченного государственного органа № УП-81 от 31.05.2023
Вступила в силу с: 02.06.2023
Редакция от 11.08.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О первоочередных мерах по реформированию системы организации обращения с отходами № УП-189 от 11.08.2022
Вступила в силу с: 11.08.2022