Дата обновления БД:
07.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
400 / 1234
Всего документов в БД:
317569
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 8 апреля 2022 года №УП-101
Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора
(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 31.05.2022 г. №УП-145, 09.09.2022 г. №УП-220, 06.07.2023 г. №УП-108, 28.08.2023 г. №УП-151, 28.09.2023 г. №УП-164, 15.04.2024 г. №УП-64, 19.04.2024 г. №УП-67, 06.09.2024 г. №УП-135, 28.11.2024 г. №УП-200)
В целях реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, сокращения бедности в два раза путем достижения инклюзивного и стабильного экономического роста, обеспечения конкуренции в экономике, создания равных условий субъектам предпринимательства, ускорения полноценного перехода на рыночные отношения, повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также резкого увеличения объема частных инвестиций и дальнейшего укрепления доверия бизнес-сообщества:
1. Определить основными направлениями повышения роли частного сектора в обеспечении экономического роста, создания благоприятных условий для развития частного сектора во всех отраслях и сферах:
продолжение институционального и административного реформирования в сфере гарантирования неприкосновенности частной собственности и свободы предпринимательской деятельности, а также обеспечение верховенства закона в данном направлении;
использование механизмов приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения на прозрачной основе, прежде всего в качестве важного фактора привлечения инвесторов, а также создание инфраструктурных и иных необходимых условий для повышения привлекательности земель при их выставлении на аукцион;
либерализацию рынка товаров и услуг, в котором сохраняется государственное участие, создание условий для продвижения частного сектора в этих сферах, а также формирование здоровой конкурентной среды путем усиления институционального потенциала и полномочий антимонопольного органа;
отмену льгот, эксклюзивных прав и преимуществ посредством адресного применения метода "регуляторной гильотины";
ускорение трансформации и приватизации предприятий и коммерческих банков с участием государства, стимулирование увеличения качественно новых, в частности основанных на принципах экологического, социального и корпоративного управления (ESG), инвестиций и высокоэффективных технологий производства за счет уменьшения доли неэффективно функционирующих предприятий в экономике;
придание импульса развитию разных сегментов финансового рынка за счет дальнейшей либерализации денежного рынка и рынка капитала, создание таким образом условий для формирования приватизированными и находящимися в процессе трансформации предприятиями альтернативных источников финансирования своей деятельности;
ускорение привлечения зарубежных инвесторов к геологоразведочным работам, процессам добычи и переработки в целях обеспечения гарантированной сырьевой базой отраслей — драйверов экономики, в частности горнорудной, нефтегазовой, химической промышленности, промышленности строительных материалов и иных сфер, а также поддержку увеличения запасов минерально-сырьевой базы;
развитие рынка энергоресурсов, транспорта, коммуникаций и создание условий для привлечения частных инвестиций в эти сферы;
резкое увеличение проектов государственно-частного партнерства в сфере обеспечения питьевой водой и канализацией, теплоснабжения, благоустройства, дорожного строительства и авиационной инфраструктуры;
нетерпимое отношение к любым проявлениям коррупции и непримиримую борьбу с ней во всех сферах и отраслях;
предотвращение коррупции путем широкого внедрения на предприятиях и в коммерческих банках с участием государства современных методов корпоративного управления, включая систему "комплаенс-контроля", обеспечения прозрачности системы закупок.
2. В целях ускорения процессов приватизации, повышения привлекательности инвестиционного климата и создания дополнительных удобств для инвесторов, приобретших государственные активы (государственные пакеты акций, доли, объекты недвижимости):
предоставить право на оплату в рассрочку при реализации земельных участков несельскохозяйственного назначения на основе права собственности через аукцион в установленном законодательством порядке;
в случае не реализации в течение трех месяцев земельных участков, выставленных на аукционные торги (за исключением города Ташкента и областных центров), снизить их стартовую цену до 30 процентов, не реализованных в течение шести месяцев — до 10 процентов поэтапно по 10 процентов и предоставить возможность оплаты 15 процентов выкупной стоимости в течение трех месяцев, а остальной части — в рассрочку на срок до 10 лет;
если сумма первоначального платежа за государственные активы при их реализации с условием оплаты в рассрочку субъектам предпринимательства категории "АА" и выше, осуществляющим деятельность в районах, отнесенных к категориям 4 и 5, составляет менее 35 процентов, годовые проценты по основной ставке Центрального банка на остаток суммы не начислять, а также определить срок оплаты в рассрочку 7 лет (равными долями) независимо от размера суммы, за исключением случаев, при которых покупателем являются хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная доля составляет 50 процентов и более;
предоставить покупателям государственных активов и земельных участков несельскохозяйственного назначения, реализованных с условием оплаты в рассрочку, осуществившим первоначальный платеж в размере не менее 35 процентов (не менее 15 процентов по земельным участкам на праве собственности, расположенным в районах, отнесенных к категориям 4 и 5) в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи, право передачи государственных активов и земельных участков в качестве кредитного обеспечения.
Кабинету Министров в месячный срок разработать и утвердить порядок предоставления права по передаче в залог государственных активов и земельных участков в качестве кредитного обеспечения, внедряемого абзацем третьим настоящего пункта.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 06.09.2024 №УП-135)
(см. предыдущую редакцию)
3. Предоставить с 1 мая 2022 года гражданам зарубежных государств право внесения инвестиций в форме приобретения строящихся новых нижеследующих объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков), перечень которых утверждается Кабинетом Министров, без истребования вида на жительство в Республике Узбекистан:
в Ташкентской области, городах Ташкенте и Самарканде — объектов недвижимого имущества, стоимость которых в соответствии с договорами, заключенными в период строительства, составляет не менее эквивалента 150 000 долларов США, объектов недвижимого имущества, принятых в эксплуатацию, стоимостью не менее эквивалента 180 000 долларов США;
в других регионах — объектов недвижимого имущества, стоимость которых в соответствии с договорами, заключенными в период строительства, составляет не менее эквивалента 70 000 долларов США, объектов недвижимого имущества, принятых в эксплуатацию, стоимостью не менее эквивалента 85 000 долларов США.
При этом приобретение гражданами зарубежных государств объектов недвижимого имущества, предусмотренных настоящим пунктом, не является основанием для получения постоянной регистрации и вида на жительство в Республике Узбекистан.
4. Уменьшить сумму стоимости недвижимого имущества, требуемую для получения вида на жительство в Республике Узбекистан гражданами зарубежных стран, при условии приобретения недвижимого имущества в соответствии с приложением №6 к Указу Президента Республики Узбекистан от 5 января 2019 года №УП-5611 в городе Ташкенте и Ташкентской области с 400 000 долларов США до 300 000 долларов США.
5. В целях дальнейшего улучшения конкурентной среды в экономике и сокращения бюрократических барьеров для частного сектора одобрить предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности, Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, Министерства финансов и Министерства юстиции о:
а) непризнании в качестве занимающего доминирующее положение на товарном или финансовом рынке и неприменении антимонопольных мер к юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям либо группе лиц (за исключением субъектов естественных монополий, участников государственных закупок и биржевых торгов, а также хозяйствующих субъектов, цена продукции которых регулируется государством), выручка от реализации товаров (услуг) которых за последний календарный год не превышает десятитысячного размера базовой расчетной величины;
б) применении с 1 сентября 2022 года финансовых санкций к хозяйствующим субъектам, совершившим антиконкурентные действия:
соглашения (согласованные действия) и координацию экономической деятельности, приведшие к ограничению конкуренции на товарном и финансовом рынке;
злоупотребление доминирующим (монопольным) положением на товарном и финансовом рынке и превосходной переговорной силой, необоснованное завышение цен на продукцию, имеющую социальное и стратегическое значение, а также недобросовестную конкуренцию;
нарушения законодательства о конкуренции при слиянии, присоединении, а также заключении соглашений по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов;
совершение антиконкурентных действий на публичных торгах и нарушение антимонопольных требований.
Кабинету Министров в срок до 1 июля 2022 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект Закона "О конкуренции" в новой редакции, предусматривающий конкретные размеры и порядок применения финансовых санкций. При этом предусмотреть полное направление взысканных сумм финансовых санкций в Государственный бюджет, а также ответственность за иные виды антиконкурентных действий;
в) усилении с 1 сентября 2022 года административной ответственности за:
незаконное ограничение органами государственной власти и управления свободного передвижении и реализации сырья, товаров и оказания услуг;
принятие решений, ограничивающих конкуренцию, государственными унитарными предприятиями или учреждениями, объединениями юридических лиц, наделенных полномочиями лицензирования, регистрации, аккредитации и выдачи разрешений;
непредставление по требованию антимонопольного органа необходимых документов и данных, а также представление ложной или недостоверной информации.
Кабинету Министров в срок до 1 июля 2022 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проект соответствующего закона;
г) устранении действующих монополий путем широкого привлечения частного сектора и отмены эксклюзивных прав в соответствии с планом мер, предусмотренных приложением №1;
д) внедрении с 1 января 2023 года Индекса развития конкуренции с ежегодным представлением Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей информации в Сенат Олий Мажлиса.
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 06.07.2023 №УП-108)
(см. предыдущую редакцию)
6. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Антимонопольным комитетом, Министерством финансов и Министерством юстиции в двухмесячный срок внести проект постановления по ускорению широкого привлечения частного сектора к оказанию государственных услуг и осуществлению государственных функций.
7. Министерству финансов и Агентству по управлению государственными активами совместно с заинтересованными ведомствами в срок до конца 2022 года создать возможность дистанционного открытия счетов депо для ценных бумаг клиентам, являющимся резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан, без их личного участия, с учетом требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
8. Одобрить предложение Министерства финансов об установлении с 1 мая 2022 года ставки налога на доходы физических лиц по доходам, получаемым физическими лицами — нерезидентами из источников в Республике Узбекистан (за исключением дивидендов, процентов и доходов от фрахта), в размере 12 процентов.
Министерству финансов совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс, вытекающих из настоящего пункта.
9. В целях создания равных конкурентных условий для субъектов предпринимательства, а также урегулирования предоставления льгот по налоговым и таможенным платежам:
а) начиная с 1 мая 2022 года:
распространить налоговые и таможенные льготы, применяемые к ограниченному кругу субъектов, на все субъекты отраслей, предусмотренных приложением №2, в целях создания равных конкурентных условий для субъектов предпринимательства;
отменить налоговые и таможенные льготы по товарам (услугам), приобретаемым за счет средств (займов, кредитов) международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций по международным договорам Республики Узбекистан, одобренным до 1 июля 2020 года, рефинансируемым или перекредитуемым через коммерческие банки Республики Узбекистан. Данная норма распространяется на товары (услуги), приобретаемые на основе вновь заключаемых соглашений (независимо от формы и способа оформления) между коммерческими банками и субъектами предпринимательства;
б) отменить поэтапно отдельные налоги и таможенные льготы согласно приложению №3;
в) Кабинету Министров критически пересмотреть необходимость пролонгации действия отдельных налоговых и таможенных льгот, предоставленных Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан, выявленных в результате инвентаризации, и в срок до 1 августа 2022 года внести предложения по их отмене;
г) начиная с 1 июля 2022 года:
льготы по таможенной пошлине предоставлять исключительно на основании законов Республики Узбекистан. При этом получение заключения Совета по тарифному и нетарифному регулированию считать обязательным;
руководителям отраслевых министерств и ведомств, органов государственной власти на местах ежегодно в срок до 1 марта представлять в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет отчеты по эффективности отдельных налоговых и таможенных льгот, предоставленных для развития сферы и (или) территорий, по итогам каждого года.
10. Министерству финансов совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством энергетики, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством транспорта и Антимонопольным комитетом:
а) в срок до 1 мая 2022 года с привлечением опытного инвестиционного банка начать до конца 2022 года работу по приватизации АО "Узбекнефтегаз", в том числе путем публичного размещения (IPO) акций в размере не менее 49 процентов, а также государственной доли в размере 51 процента и более в АО "Тепловые электрические станции";
б) в срок до 1 ноября 2022 года на основании заключений международной консалтинговой компании внести на утверждение в Кабинет Министров Стратегию реформирования АО "Узбекгидроэнерго".
При этом в процессе строительства новых малых и средних гидроэлектростанций приоритетным считать реализацию проектов с участием частного сектора, в том числе на основе условий государственно-частного партнерства;
в) в срок до 1 сентября 2022 года начать работу по выставлению на торги государственной доли в размере 51 процента и более в уставном капитале АО "Uzbekistan airways", в том числе путем публичного размещения (IPO) акций;
г) в срок до 1 августа 2022 года с привлечением международного инвестиционного банка и консультантов обеспечить публичное размещение (IPO) на местном фондовом рынке до 10 процентов пакета акций АО "UzAuto Motors" и внести в Кабинет Министров Стратегию реализации стратегическим инвесторам остальной доли данного предприятия и АО "UzAuto Motors Powertrain", ООО "Samarqand Avtomobil zavodi".
(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 09.09.2022 №УП-220)
(см. предыдущую редакцию)
11. Кабинету Министров в двухмесячный срок обеспечить:
получение международного кредитного рейтинга АО "Национальные электрические сети Узбекистана" — до конца 2023 года, АО "Узтрансгаз" — до конца 2024 года, предусмотрев сохранение в полном распоряжении государства магистральных сетей АО "Национальные электрические сети Узбекистана" и АО "Узтрансгаз", а также достижение самостоятельного привлечения средств международных банков и рынка капитала со строгим соблюдением финансовой дисциплины;
в срок до 1 сентября 2022 года на основании заключений международных финансовых институтов и консультантов — совершенствование деятельности АО "Худудгазтаъминот" и АО "Региональные электрические сети", включая повышение операционной эффективности и привлечение частного сектора в эти сферы, при этом принятие решения о передаче частному оператору функций оптовой закупки и реализации природного газа и электрической энергии, без повышения устанавливаемых тарифов для населения, первоначально в порядке эксперимента в четырнадцати городах и районах страны.
12. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Министерству транспорта, Агентству по управлению государственными активами и Антимонопольному комитету:
а) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о передаче под управление частного сектора подведомственных АО "Uzbekistan Airports" региональных международных аэропортов и международного аэропорта города Ташкента на основе условий государственно-частного партнерства для модернизации и повышения их операционной эффективности. При этом предусмотреть меры эффективной эксплуатации аэропортов в Ферганской долине путем их оптимизации;
б) в месячный срок привлечь Всемирный банк и обеспечить разработку до 1 июня 2022 года Стратегии трансформации, развития и приватизации АО "Узбекистон темир йуллари".
Утвердить Специальную рабочую группу по трансформации АО "Узбекистон темир йуллари" в составе согласно приложению №4.
Рабочей группе (Д.А. Кучкаров) в срок до 1 августа 2022 года внести проект постановления о трансформации АО "Узбекистон темир йуллари", предусматривающий:
совершенствование тарифной политики путем создания прозрачной и гибкой тарифной системы, направленной на развитие деятельности частных операторов, имеющих свои пассажирские и грузовые вагоны, а также развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожного транспорта;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Указ Президента Республики Узбекистан от 8 апреля 2022 года №УП-101
"Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора"
О документе
Номер документа: | УП-101 |
Дата принятия: | 08.04.2022 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 09.04.2022 |
Органы эмитенты: |
Президент |
Опубликование документа
Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 9 апреля 2022 года, №06/22/101/0288
Примечание к документу
В соответствии с Приложением 10 данного Указа:
- в данном приложении подпункт "б" пункта 1, пункты 5 — 7, 15, 16, 20, 21, 25, 28, 29, 39, 40 и 43 вводятся в действие с 1 июля 2022 года, пункты 2, 4, 10, 17, 22, 32 — 34, 41 и 44, подпункт "б" пункта 38 — с 1 января 2023 года.
В соответствии с Приложением 11 данного Указа:
- в данном приложении пункты 2, 3, 7, 8, 9, 14, 16 и 18 вводятся в действие с 1 июля 2022 года, пункты 1, 6, 10 — 13, 15, 17 и 19 — с 1 января 2023 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 28.11.2024 документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан № УП-200 от 28.11.2024
Вступила в силу с: 28.11.2024
Редакция от 06.09.2024, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективному использованию инвестиционных возможностей земельных ресурсов при осуществлении предпринимательской и градостроительной деятельности № УП-1
Вступила в силу с: 10.09.2024
Редакция от 19.04.2024, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан в связи с совершенствованием сферы управлен
Вступила в силу с: 27.04.2024
Редакция от 15.04.2024, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан в связи с определением мер по дальнейшему совершенствова
Вступила в силу с: 22.04.2024
Редакция от 15.04.2024, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан в связи с определением мер по дальнейшему совершенствова
Вступила в силу с: 22.04.2024
Редакция от 28.09.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан № УП-164 от 28.09.2023
Вступила в силу с: 30.09.2023
Редакция от 28.08.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в рамках административных реформ № УП-151 о
Вступила в силу с: 29.08.2023
Редакция от 06.07.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ № УП-108 о
Вступила в силу с: 07.07.2023
Редакция от 09.09.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии малой мощности № УП-220 от 09.09.2022
Вступила в силу с: 10.09.2022
Редакция от 31.05.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по обеспечению стабильности цен на потребительских рынках и повышению действенности антимонопольных мер № УП-145 от 31.05.2022
Вступила в силу с: 01.06.2022
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку