Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 16 августа 2024 года №УП-111

О мерах по обеспечению стабильности, повышению качества и эффективности правового регулирования общественных отношений

В целях эффективного обеспечения исполнения Стратегии "Узбекистан — 2030", широкого использования методов "умного регулирования" в процессе нормотворчества, обеспечения стабильности правового регулирования общественных отношений, а также совершенствования организационно-правовых механизмов оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и ведения мониторинга результативности актов законодательства:

1. Принять к сведению, что Министерством юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проведена экспертиза 1 860 актов законодательства, в 243 из них выявлено 350 норм и правовых пробелов, утративших свою актуальность, не обеспеченных механизмами реализации, а также разработаны соответствующие предложения по их устранению.

Утвердить:

Изменения и дополнения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан, направленные на совершенствование законодательства в финансовой, кредитной, банковской сферах, сферах предпринимательской деятельности, социальной защиты, внешнеэкономических связей и таможенного дела, согласно приложению №1;

"Дорожную карту" по устранению утративших свою актуальность и не обеспеченных механизмами реализации норм и правовых пробелов в актах законодательства согласно приложению №2.

Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению №3.

Кабинету Министров в месячный срок утвердить "Дорожную карту" по устранению в актах законодательства норм, утративших свою актуальность и не обеспеченных механизмами реализации, а также правовых пробелов и коррупционных факторов.

2. Ввести с 1 октября 2024 года упрощенный и расширенный порядок оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов (далее — оценка). При этом:

а) в упрощенном порядке перед разработкой проекта оцениваются следующие регуляторные инструменты и по результатам оценки получается предварительное заключение Министерства юстиции:

определение обязанностей, требований, запретов, ответственности или иных ограничений (далее — требования) физическим и юридическим лицам, их изменение или применение мер воздействия, связанных с соблюдением требований или обеспечением их исполнения;

введение льгот, преференций и других видов государственной поддержки, предоставляемых субъектам предпринимательства, расширение или сокращение сферы их применения;

б) в расширенном порядке оцениваются следующие проекты нормативно-правовых актов:

проекты, признанные по результатам упрощенной оценки имеющими высокий уровень экономического и социального воздействия, а также воздействия на окружающую среду;

проекты, признанные подлежащими расширенной оценке по поручениям палат Олий Мажлиса, Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, а также по предложениям уполномоченных органов в сфере оценки, общественности и других заинтересованных сторон.

Министерству юстиции в двухмесячный срок утвердить методологию проведения упрощенной и расширенной оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.

3. В целях комплексной организации деятельности по анализу и оценке эффективности применения действующих актов законодательства, повышения взаимосвязанности и действенности введенных институтов в данном направлении внедрить начиная с 2025 года порядок, предусматривающий:

а) после вступления в силу нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения, устанавливающего правовые нормы:

в целях анализа достижения целей принятия нормативно-правового акта, обеспечения его исполнения и сбора статистических данных для оценки ежегодно ответственным государственным органом проводится мониторинг;

в целях определения достижения целей и эффективности принятия нормативно-правового акта каждые три года ответственным государственным органом проводится оценка подзаконных актов;

в принятом нормативно-правовом акте указывается государственный орган, ответственный за проведение его мониторинга и оценки;

результаты мониторинга и оценки принятого нормативно-правового акта в обязательном порядке предоставляются Министерству юстиции и публикуются на официальном веб-сайте ответственного государственного органа;

б) правовой мониторинг актов законодательства проводится в рамках оценки регуляторного воздействия;

в) комплексный план по проведению оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы актов законодательства (далее — комплексный план) ежегодно разрабатывается Министерством юстиции и утверждается Кабинетом Министров;

г) отчет Министерства юстиции об исполнении комплексного плана представляется Кабинету Министров и Администрации Президента Республики Узбекистан.

4. В целях обеспечения разработки проектов нормативно-правовых актов с их широким обсуждением с участием экспертов:

а) при разработке проектов нормативно-правовых актов, в том числе их оценке, к процессам сбора данных (опросам, обсуждениям в фокус-группах и другим) широко привлекаются научные организации и негосударственные некоммерческие организации;

б) с 1 октября 2024 года:

по проектам законов государственные органы в обязательном порядке получают заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений в данной области, за исключением проектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений, направленных на взаимное приведение в соответствие актов законодательства, а также признание их утратившими силу;

заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений и материалы по результатам обсуждений в обязательном порядке прилагаются при внесении проекта в Министерство юстиции и органы, принимающие данный акт.

5. Министерству юстиции совместно с Институтом законодательства и правовой политики в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров порядок проведения научной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

6. В целях координации деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти при оценке и антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов образовать в составе Секретариата Премьер-министра в исполнительной структуре Кабинета Министров Отдел оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы (далее — Отдел), состоящий из 3 штатных единиц.

При этом штатные единицы Отдела формируются за счет оптимизации 2 штатных единиц из системы Министерства юстиции и 1 штатной единицы из системы Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.

Определить основными задачами Отдела:

координацию деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти в сфере оценки и антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;

проведение оценки и осуществление антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов;

осуществление совместно с заинтересованными государственными органами и организациями критического анализа состояния исполнения принятых нормативно-правовых актов и выработку по результатам предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов;

осуществление мониторинга проведения общественного обсуждения на всех этапах подготовки и оценки проектов нормативно-правовых актов республиканскими и местными органами исполнительной власти;

разработку предложений по повышению качества и эффективности системы выявления и устранения норм, создающих условия для коррупции, в актах законодательства.

7. Определить основными задачами Института анализа законодательства и оценки регуляторного воздействия при Министерстве юстиции (далее — Институт):

проведение научных исследований в области обеспечения стабильности регулирования общественных отношений, разработку направлений эффективной реализации политики оценки регуляторного воздействия;

разработку предложений, направленных на эффективное и устойчивое регулирование общественных отношений и снижение регуляторной нагрузки посредством оценки актов законодательства;

разработку методических пособий по проведению оценки, научной, правовой, антикоррупционной и иных видов экспертизы актов законодательства и их проектов, организацию учебных курсов в данных направлениях;

проведение анализа проблем законодательства, мониторинга взаимосвязи, комплексности и гармоничности правовых норм, определение направлений систематизации актов законодательства;

ускорение сотрудничества с ведущими зарубежными научно-исследовательскими организациями, привлечение технической поддержки и грантов международных финансовых институтов и зарубежных доноров;

оказание на договорной основе услуг по разработке и проведению оценки, научной, правовой и антикоррупционной экспертизы проектов актов законодательства.

Установить, что по условиям оплаты труда и материального поощрения работники Института приравниваются к работникам центрального аппарата Министерства юстиции.

Министерству юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления Правительства, предусматривающий эффективную организацию деятельности Института.

8. Возложить на структурные подразделения по стратегическому планированию и методологии, созданные в центральных аппаратах министерств и ведомств, следующие дополнительные задачи:

широкое внедрение инструментов "умного регулирования" в нормотворческую деятельность организации;

формирование сведений о проектах актов законодательства, планируемых к разработке организацией, и включение их в Программу планирования;

обеспечение проведения оценки нормативно-правовых актов и их проектов, а также оказание методической поддержки нормотворческой деятельности организации, в том числе касательно оценки;

мониторинг исполнения актов законодательства, в том числе изучение и анализ правоприменительной практики, разработку предложений по обеспечению ее стабильности.

9. Структурные подразделения по стратегическому планированию и методологии, как правило, комплектуются специалистами соответствующей сферы, работниками по специальностям "экономист", "юрист", а также внедряется порядок обязательного повышения их квалификации не реже одного раза в каждые два года.

Организация повышения квалификации работников структурных подразделений по стратегическому планированию и методологии осуществляется Министерством юстиции.

10. Установить, что следующие расходы осуществляются за счет внебюджетных средств республиканских и местных органов исполнительной власти и иных источников, не запрещенных законодательством:

расходы, связанные с привлечением научных организаций, организаций, оказывающих консультационные услуги, и экспертов сферы к процессу проведения оценки проектов нормативно-правовых актов;

расходы, связанные с повышением квалификации работников республиканских и местных органов исполнительной власти, ответственных за оценку.

11. Внедрить Рейтинг оценки регуляторного воздействия проектов актов законодательства (далее — Рейтинг), направленный на анализ, оценку эффективности деятельности государственных органов по оценке проектов актов законодательства, а также поощрение работников и устранение недостатков.

Рейтинг ведется согласно Методике определения рейтинга оценки проектов актов законодательства государственных органов и организаций, утверждаемой Министерством юстиции на основе критериев оценки, приведенных в приложении №4 к настоящему Указу.

12. Установить порядок, в соответствии с которым:

Министерством юстиции ежегодно по итогам года определяется Рейтинг, который публикуется в средствах массовой информации;

ответственным за оценку работникам государственных органов, занявшим первые три места в Рейтинге, будет предоставлено единовременное материальное вознаграждение в размере не менее трехкратного месячного фонда оплаты труда за счет внебюджетных средств соответствующего государственного органа;

будут определены меры по улучшению деятельности государственных органов с низким Рейтингом.

13. Министерству юстиции (А. Ташкулов):

оказывать ответственным министерствам и ведомствам практическую и методическую помощь в реализации требований настоящего Указа;

до 1 ноября 2024 года обеспечить усовершенствование Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов на основе требований настоящего Указа;

в месячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять меры по инвентаризации и признанию утратившими силу ведомственных нормативно-правовых актов, принятых на основе актов, утративших силу согласно приложению №2 к настоящему Указу;

в трехмесячный срок внести предложение об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

Определить Министерство юстиции (А. Ташкулов) ответственным за оценку регуляторного воздействия и мониторинг исполнения настоящего Указа.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

к Указу Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2024 года №УП-111

Изменения и дополнение, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан

1. В абзаце третьем пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 января 2006 года №УП-3706 "О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда" слова "выдается трудовая книжка" заменить словами "формируется электронная трудовая книжка".

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Изменения и дополнение, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан "Положение о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок разработки и проведения ОРВ проектов нормативно-правовых актов §1. Проведение ОРВ проектов в упрощенном порядке §2. Проведение ОРВ проектов в расширенном порядке §3. Согласование проекта и отчета ОРВ с заинтересованными министерствами и ведомствами, проведение экспертных и общественных обсуждений §4. Согласование проекта и отчета ОРВ с органами, выдающими заключение §5. Внесение упрощенного отчета ОРВ в Министерство юстиции для получения предварительного заключения §6. Внесение проекта и отчета ОРВ в Министерство юстиции Глава 3. Мониторинг исполнения нормативно-правовых актов Глава 4. Порядок проведения ОРВ нормативно-правовых актов §1. Разработка и утверждение плана проведения ОРВ нормативно-правовых актов §2. Проведение ОРВ и общественного обсуждения нормативно-правовых актов §3. Согласование отчета ОРВ с органами, выдающими заключение §4. Внесение отчета ОРВ в Министерство юстиции §5. Внесение итоговой информации о результатах ОРВ в Кабинет Министров Глава 5. Контроль за проведением ОРВ и мониторинга Глава 6. Заключительные положения "Дорожная карта" по устранению утративших свою актуальность и не обеспеченных механизмами реализации норм и правовых пробелов в актах законодательства Перечень некоторых актов Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, признаваемых утратившими силу Критерии оценки деятельности государственных органов и организаций по оценке регуляторного воздействия проектов актов законодательства

Указ Президента Республики Узбекистан от 16 августа 2024 года №УП-111
"О мерах по обеспечению стабильности, повышению качества и эффективности правового регулирования общественных отношений"

О документе

Номер документа:УП-111
Дата принятия: 16.08.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16.08.2024
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 16 августа 2024 года, №06/24/111/0623