Дата обновления БД:
17.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
303 / 1052
Всего документов в БД:
317958
Зарегистрирован
Министерством юстиции
Республики Узбекистан
28 февраля 2003 года №1223
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 27 января 2003 года №14
Об утверждении Национального стандарта аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №25) "Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки"
(В редакции Приказа Министерства финансов Республики Узбекистан, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 31.05.2017 г. №1223-1)
На основании статьи 21 Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности" и в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года N365 "О совершенствовании аудиторской, деятельности и повышении роли аудиторских проверок", Положением о Министерстве финансов Республики Узбекистан, утвержденным Постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2017 года №ПП-2847, приказываю:
(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 31.05.2017 г. №1223-1)
(см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемый Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №25) "Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки".
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней с момента его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Министр
М.Б.Нурмуратов
Утвержден Приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 27 января 2003 года №14
Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №25) "Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки"
Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основании статьи 21 Закона Республики Узбекистан "Об аудиторской деятельности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г, №5-6, ст 149), пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года №365 "О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок" (СП Республики Узбекистан, 2000 г , №9, ст 62) и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
§ 1. Общие положения
1. Целью настоящего стандарта является установление норм и правил, которыми аудиторская организация должна руководствоваться в ходе проведения аудиторской проверки при изучении вопросов соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно- правовых актов, регулирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственных операций (далее нормативно-правовые акты).
2. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при проведении аудиторской проверки.
§ 2. Несоблюдение хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов
3. Несоблюдение нормативно-правовых актов может повлиять на достоверность финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
4. Термин "несоблюдение нормативно-правовых актов, используемый в данном стандарте, относится к действиям руководства и персонала хозяйствующего субъекта, которые не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов и могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности.
5. Аудиторская организация выявляет те случаи несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые оказывают существенное влияние на финансовые результаты деятельности и привели к существенным искажениям финансовой отчетности.
§ 3. Проверка аудиторской организацией соблюдения нормативно-правовых актов
6. Аудиторская организация при проведении аудиторской проверки должна изучить, соблюдаются ли хозяйствующим субъектом при осуществлении финансово- хозяйственной деятельности нормативно-правовые акты.
7. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности и иной финансовой документации, будет достоверной только тогда, когда финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами.
8. Аудиторская организация при составлении аудиторского заключения должна быть уверена, что все факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно- правовых актов, которые привели к искажению финансовой отчетности и иной финансовой информации, обнаружены.
9. При проведении аудиторских проверок всегда существует риск необнаружения фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов. Риск возникает вследствие влияния следующих факторов:
наличие нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, которые не оказывают непосредственного влияния на ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
ограничения, присущие системам внутреннего учета и контроля, которые не могут отразить всю фактическую деятельность хозяйствующего субъекта;
многие доказательства, получаемые аудитором, носят не доказательный, а информативный характер;
возможное наличие разного толкования норм нормативно-правовых актов;
возможное наличие противоречивости в нормативно-правовых актах.
10. В случаях необходимости аудиторская организация вправе в установленном порядке привлечь к проверке юристов.
11. Аудиторская организация после ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта составляет перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта, и в ходе аудиторской проверки руководствуется нормами этих актов.
12. Аудитору при изучении нормативно-правовой базы, регулирующую деятельность хозяйствующего субъекта, необходимо:
узнать у руководства хозяйствующего субъекта, существуют ли нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность хозяйствующего субъекта и отрасли, к которой он относится, а также оценить информированность руководства;
получить у руководства хозяйствующего субъекта сведения о процедурах, применяемых хозяйствующим субъектом для обеспечения соблюдения нормативно- правовых актов, и оценить эти процедуры;
получить письменную информацию у руководства хозяйствующего субъекта о том, соблюдает ли хозяйствующий субъект требования нормативно-правовых актов, проверить достоверность этой информации.
§ 4. Действия аудитора при выявлении фактов несоблюдения нормативно-правовых актов
13. При обнаружении фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом требований нормативно- правовых актов аудиторская организация в письменной форме уведомляет руководство хозяйствующего субъекта о:
влиянии выявленных фактов несоблюдения нормативно-правовых актов на достоверность финансовой отчетности;
возможных последствиях в случае, если хозяйствующий субъект не предпримет меры по устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов.
Уведомление составляется в двух экземплярах и на остающемся у аудиторской организации экземпляре должно расписаться руководство хозяйствующего субъекта в подтверждении получения одного экземпляра уведомления.
14. Аудиторская организация после выдачи уведомления также должна все выявленные факты несоблюдения нормативно-правовых актов, существенно влияющие на достоверность финансовой отчетности, обсудить с руководством хозяйствующего субъекта и составить протоколы этих обсуждений для включения в рабочую документацию.
15. В случае непредставления руководством хозяйствующего субъекта удовлетворительной информации по выявленным фактам несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, аудитору необходимо узнать мнение юридической службы или юриста хозяйствующего субъекта (при их наличии) по этому поводу.
При этом аудитор должен оценить осведомленность юридической службы или юриста о выявленных фактах несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно- правовых актов и сделать соответствующую запись в аудиторском отчете.
16. Все выявленные факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитор должен обсудить также с юридической службой или юристом своей организации (при их наличии). Юридическая служба или юрист аудиторской организации обязаны соблюдать конфиденциальность информации.
17. В случае, если нарушение нормативно-правовых актов, выявленное аудитором, не было обнаружено системой внутреннего контроля хозяйствующего субъекта или не было включено в сведения, представленные руководством, аудитор повторно проверяет систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, оценивает ее эффективность, а также степень достоверности представляемых руководством сведений и делает соответствующую запись в аудиторском отчете.
18. При проверке соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитору необходимо руководствоваться также Национальным стандартом аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №24) "Действия аудиторской организации при выявлении искажений финансовой отчетности", утвержденным приказом Министерства финансов Республики Узбекистан от 31.05.2001 г. №49 (рег. №1045 от 30.06.2001 г., Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан 2001 г., №12).
§ 5. Сообщение аудитором о фактах несоблюдения нормативно-правовых актов
19. Аудиторская организация должна немедленно сообщить в письменной форме руководству или высшему органу управления хозяйствующего субъекта когда обнаружены такие факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно- правовых актов, которые могут повлечь взыскание штрафных санкций, угрозу обращения взыскания на имущество, прекращения либо приостановления деятельности хозяйствующего субъекта.
20. Выявленные факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно- правовых актов, которые влияют на достоверность финансовой отчетности, должны быть отражены в аудиторском отчете.
21. Аудиторская организация, выражая в аудиторском отчете мнение о несоблюдении хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, должна использовать следующую формулировку: "по нашему мнению, в данной ситуации руководство (персонал) хозяйствующего субъекта не соблюдало статью (пункт, часть и т.д.) "___" Закона (Положения, Инструкции и т. д.) "_______".
22. Если руководство хозяйствующего субъекта не принимает меры по устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов, которые аудиторская организация считает необходимым устранить, аудиторская организация составляет отрицательное аудиторское заключение.
23. Если аудиторская организация приходит к мнению, что имеются факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, влияющие на финансовую отчетность, но хозяйствующий субъект препятствует в получении соответствующих аудиторских доказательств, она отказывается от составления аудиторского заключения.
Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан от 27 января 2003 года №14
"Об утверждении Национального стандарта аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД №25) "Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки"
О документе
Номер документа: | 14 |
Дата принятия: | 27/01/2003 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Регистрация в МинЮсте: | № 1223 от 28/02/2003 |
Начало действия документа: | 10/03/2003 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 30/07/2021 |
Документ утратил силу с 30 июля 2021 года в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Узбекистан от 2 июля 2021 года №43 |
Опубликование документа
"Банковские ведомости" №13(360) от 26.03.2003 г.;
"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан" №4, февраль, 2003 г.;
"Финансовое законодательство Республики Узбекистан" №5, 2003 г.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 31/05/2017 документом Приказ Министра финансов Республики Узбекистан О внесении изменения в преамбулу Приказа Об утверждении Национального... № 59 от 31/05/2017
Вступила в силу с: 05/06/2017
Документ утратил силу с 30 июля 2021 года в соответствии с Приказом Министра финансов Республики Узбекистан от 2 июля 2021 года №43