Недействующая редакция. Принята: 30.04.2011 / Вступила в силу: 21.05.2011

Недействующая редакция, не действует с 28 апреля 2012 года

!!!Внимание, документ не в контрольной редакции, не внесены изменения от 19.03.2012 г., 05.12.2013 г., 17.12.2014 г., 17.12.2014 г.!!!

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 16 марта 2004 года №ЗР-41

Об основах администрирования и административном производстве

(В редакции Законов Республики Армения от 05.01.2005 г. №ЗР-10, 15.01.2009 г. №ЗР-19, 30.04.2011 г. №ЗР-119)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 18 февраля 2004 года

Раздел I. Основы администрирования

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон устанавливает основы администрирования, регулирует отношения, возникающие между административными органами и физическими или юридическими лицами (далее - лица) в связи с принятием административных актов, обжалованием административных актов, действий и бездействия административных органов, исполнением административного акта, административными расходами, а также с возмещением ущерба, причиненного администрированием.

Статья 2. Сфера действия Закона

1. Действие разделов I и VII настоящего Закона распространяется на любую деятельность административных органов, осуществляемую в сфере публичного права.

2. Действие разделов II-VI настоящего Закона распространяется на действия административных органов, завершающиеся принятием административного акта, а действие разделов IV-VI настоящего Закона распространяется также на такие действия и бездействие административных органов, которые приводят к возникновению фактических последствий для лиц.

3. Особенности отдельных видов административного производства устанавливаются законами и международными договорами Республики Армения.

4. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, регулируемые нормами процессуального права.

Статья 3. Основные понятия

Используемые в настоящем Законе основные понятия имеют следующий смысл:

1) административные органы - республиканские органы и органы территориального управления исполнительной власти Республики Армения,

а также органы местного самоуправления:

а) республиканские органы исполнительной власти Республики Армения - министерства Республики Армения и другие государственные органы, осуществляющие администрирование на всей территории Республики;

б) органы территориального управления - губернаторы;

в) органы местного самоуправления - муниципальный совет и глава муниципалитета; в городском муниципалитете - мэр, в сельском муниципалитете - сельский староста.

Если кроме вышеперечисленных органов администрирование осуществляют иные государственные органы, то по смыслу настоящего Закона они также считаются административными органами;

2) администрирование - имеющая внешнее воздействие деятельность административных органов, которая завершается принятием административных или нормативных актов, а также действие или бездействие, которое приводит к возникновению фактических последствий для лиц.

Глава 2. Основополагающие принципы администрирования

Статья 4. Законность администрирования

1. Административные органы обязаны следить за соблюдением законов.

2. Полномочия административных органов устанавливаются законами или в предусмотренных законом случаях - иными правовыми актами.

Статья 5. Запрет на злоупотребление формальными требованиями

При осуществлении администрирования административными органам запрещается обременять лиц обязанностями или отказывать им в предоставлении какого-либо права только в целях соблюдения формальных требований, если возложенные на них обязанности выполнены в содержательном смысле.

Статья 6. Ограничение дискреционных полномочий

1. Дискреционным полномочием является предоставленное законом административному органу право на выбор какого-либо одного из нескольких возможных правомерных решений.

2. При осуществлении дискреционного полномочия административный орган обязан руководствоваться необходимостью защиты закрепленных Конституцией Республики Армения прав и свобод человека и гражданина, принципами их равноправия, соразмерности и запрета на произвол при осуществлении администрирования, а также преследовать другие цели, предопределенные законом.

Статья 7. Запрет произвола

1. Административным органам запрещается проявлять неравномерный подход к одинаковым фактическим обстоятельствам, если отсутствуют какие-либо основания их дифференцирования.

Административные органы обязаны проявлять индивидуальный подход к существенно разным фактическим обстоятельствам.

2. Если административный орган осуществил какое-либо дискреционное полномочие определенным образом, то в подобных случаях впоследствии также обязан осуществлять это свое дискреционное полномочие таким же образом.

Административный орган может отказаться от этого ограничения, если вследствие наличия высших интересов он впоследствии намерен постоянно принимать какое-либо другое дискреционное решение.

Статья 8. Соразмерность администрирования

Администрирование должно быть направлено на цели, преследуемые Конституцией и законами Республики Армения, и средства для ее достижения должны быть пригодными, необходимыми и сдержанными.

Статья 9. Принцип максимальности

1. Административные органы не вправе требовать от лиц выполнения таких действий, которые уже выполнены этими лицами в рамках других действий или по своему содержанию включены либо могут быть включены в эти рамки.

2. Если представленные лицами в административные органы документы (данные, сведения) по содержанию заключают в себе содержание других необходимых документов, то последние не могут быть истребованы дополнительно или в отдельном виде.

3. Если разрешения, выданные административными органами лицам, по своему содержанию включают иные разрешения, то они также считаются выданными.

Статья 10. Презумпция достоверности

1. Данные, сведения, представленные лицом в связи с рассматриваемыми административным органом фактическими обстоятельствами, считаются достоверными во всех случаях, пока административный орган не докажет обратное. Запрещается истребование от лиц документов или дополнительных сведений, удостоверяющих представленные ими данные, сведения, если такое требование не установлено законом. Если у административного органа имеются обоснованные подозрения относительно подлинности представленных лицами данных, сведений, то он обязан самостоятельно и за свой счет предпринять меры по удостоверению в их подлинности.

2. Лица несут ответственность за представление административным органам ложных данных, сведений.

Статья 11. Хозяйствование

Административный орган при осуществлении своих полномочий обязан действовать таким образом, чтобы обеспечить максимальное эффективное использование переданных в его распоряжение средств для достижения в наиболее сжатые сроки наиболее благоприятного результата без причинения ущерба выполнению своих полномочий.

Статья 12. Применение других принципов

Установленные настоящей главой основополагающие принципы администрирования не являются исчерпывающими и не могут становиться препятствием для применения других принципов администрирования.

Глава 3.Подведомственность дел административным органам, взаимопомощь административных органов

Статья 13. Территориальная подведомственность дел

1. Решение вопросов, касающихся недвижимого имущества, относится к компетенции того административного органа, на территории которого находится данное недвижимое имущество.

2. Предоставление юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю какого-либо права либо возложение на него какой-либо обязанности относится к компетенции того административного органа, на территории которого осуществляют свою деятельность юридическому лицо или индивидуальный предприниматель.

3. Решение вопросов, касающихся физического лица относится к компетенции того административного органа, на территории которого состоит на учете либо постоянно или преимущественно проживает данное лицо.

4. Если решение какого-либо вопроса одновременно отнесено к компетенции двух и более административных органов, то компетентным является тот административный орган, к которому лицо обратилось или по инициативе которого этот вопрос должен быть разрешен.

5. Вопросы, требующие немедленного решения административных органов в случае непосредственно угрозы опасности или возникновения ущерба, относятся к компетенции того административного органа, на территории которого возникла необходимость совершения действий или принятия решений, обусловленных этими ситуациями, а если это невозможно, - к компетенции того административного органа, территория которого прилегает к этой территории, если законом не предусмотрено иное.

6. В случае установления другими законами иного порядка территориальной подведомственности дел действует порядок, установленный этими законами.

Статья 14. Предметная подведомственность дел

Вопрос предметной подведомственности дел административных органов решается законами, относящимся к возбуждаемым в этих делах фактическим обстоятельствам.

Статья 15. Обязанность административных органов по взаимопомощи

1. Административные органы для осуществления своих полномочий обязаны оказывать друг другу взаимопомощь. Взаимопомощь оказывается на основании заявки административного органа, запрашивающего взаимопомощь.

2. Не является взаимопомощью помощь, оказываемая друг другу административными органами, находящимися в отношениях подчинения.

Статья 16. Обращение за взаимопомощью

Если взаимопомощь может оказать более чем один административный орган, то запрашивающий административный орган должен обращаться за оказанием взаимопомощи в тот административный орган (запрашиваемый административный орган), который, по его мнению, окажет необходимую взаимопомощь максимально эффективно и в максимально сжатые сроки.

Статья 17. Основания неоказания взаимопомощи

1. Запрашиваемый административный орган не имеет право оказывать взаимопомощь, если:

а) для запрашиваемого административного органа становится очевидной неправомерность мер, предпринимаемых в порядке взаимопомощи;

б) совершение действий, необходимых для оказания взаимопомощи, не входит в компетенцию запрашиваемого административного органа;

в) документы (данные, сведения), необходимые для оказания взаимопомощи, относятся к тайне, охраняемой законом, и их предоставление запрашиваемому административному органу даже обеспечивающим секретность предоставления способом запрещается законом.

2. Запрашиваемый административный орган имеет право не оказывать взаимопомощь, если:

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Основы администрирования Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования Закона Статья 2. Сфера действия Закона Статья 3. Основные понятия Глава 2. Основополагающие принципы администрирования Статья 4. Законность администрирования Статья 5. Запрет на злоупотребление формальными требованиями Статья 6. Ограничение дискреционных полномочий Статья 7. Запрет произвола Статья 8. Соразмерность администрирования Статья 9. Принцип максимальности Статья 10. Презумпция достоверности Статья 11. Хозяйствование Статья 12. Применение других принципов Глава 3.Подведомственность дел административным органам, взаимопомощь административных органов Статья 13. Территориальная подведомственность дел Статья 14. Предметная подведомственность дел Статья 15. Обязанность административных органов по взаимопомощи Статья 16. Обращение за взаимопомощью Статья 17. Основания неоказания взаимопомощи Статья 18. Правомерность мер, предпринимаемых в порядке взаимопомощи Раздел II. Административное производство Глава 4. Общие положения Статья 19. Понятие административного производства Статья 20. Этапы административного производства Статья 21. Участники административного производства Статья 22. Другие лица в административном производстве Статья 23. Представительство в административном производстве Статья 24. Невозможность рассмотрения и разрешения дела должностным лицом административного органа Статья 25. Основания и порядок заявления отвода Статья 26. Самоотвод должностного лица, осуществляющего административное производство Статья 27. Язык осуществления административного производства Статья 28. Ведение и учет дел, относящихся к административному производству Статья 29. Составление протокола в административном производстве Глава 5. Этап возбуждения административного производства Статья 30. Основания возбуждения административного производства и возбуждение производства Статья 31. Общие требования, предъявляемые к заявлению Статья 32. Устранение формальных ошибок Статья 33. Переадресовка и возврат заявления Статья 34. Основания возбуждения административного производства по инициативе административного органа Статья 35. Уведомление об административном производстве Глава 6. Текущий этап административного производства Статья 36. Обязанность быстрого действия административного органа Статья 37. Всесторонность, полнота и объективность административного производства Статья 38. Заслушивание участников производства Статья 39. Доступность материалов административного производства Статья 40. Оказание помощи участникам производства Статья 41. Устранение недостатков в документах, имеющихся в деле, относящемся к административному производству Статья 42. Доказательства в административном производстве Статья 43. Распределение обязанности доказательства Статья 44. Показания свидетеля Статья 45. Назначение эксперта, проведение осмотра Статья 46. Сроки административного производства Статья 47. Продление срока административного производства Статья 48. Последствия непринятия административного акта в течении срока административного производства Статья 49. Приостановление административного производства Статья 50. Прекращение административного производства Статья 51. Возобновление административного производства Статья 52. Участие нескольких административных органов в принятии административного акта Раздел III. Административный акт Глава 7. Административный акт, его виды и формы Статья 53. Понятие и виды административного акта Статья 54. Формы административного акта Статья 55. Требования, предъявляемые к письменному административному акту Статья 56. Определенность административного акта Статья 57. Обоснование административного акта Глава 8. Принятие административного акта, уведомление о нем, вступление административного акта в силу Статья 58. Принятие административного акта Статья 59. Уведомление о принятии административного акта (вручение и опубликование административного акта) Статья 60. Вступление в силу административного акта Статья 61. Срок действия административного акта Глава 9. Ничтожный административный акт, основания, порядок и последствия признания административного акта недействительным или утратившим силу Статья 62. Основания ничтожности административного акта Статья 63. Признание неправомерного административного акта недействительным Статья 64. Последствия признания неправомерного административного акта недействительным Статья 65. Срок признания неправомерного административного акта недействительным Статья 66. Утрата силы правомерного административного акта Статья 67. Пересмотр административного акта в порядке подчиненности Статья 68. Возврат документов и предметов Раздел IV. Производство по опротестованию Глава 10. Основания и порядок принесения административного протеста Статья 69. Право опротестования Статья 70. Порядок опротестования Статья 71. Сроки опротестования Статья 72. Требования, предъявляемые к протесту Статья 73. Решение административного органа по протесту Статья 74. Правовые последствия принесения административного протеста Глава 11. Рассмотрение и разрешение административного протеста Статья 75. Порядок и пределы рассмотрения административного протеста Статья 76. Принятие по административному протесту решения по существу Статья 77. Основания изменения или отмены административного акта Раздел V. Производство по принудительному исполнению административного акта Глава 12. Принудительное исполнение административного акта Статья 78. Административное принуждение Статья 79. Обязанное лицо Статья 80. Исполнительный орган Статья 81. Дублирующее действие Статья 82. Штраф Статья 83. Прямое принуждение Статья 84. Предупреждение о применении мер принуждения Статья 85. Назначение мер принуждения Статья 86. Применение мер принуждения Глава 13. Выполнение денежных требований Статья 87. Публичные правовые денежные требования Статья 88. Порядок выполнения денежных требований Статья 89. Лицо, несущее обязанность Раздел VI. Административные расходы Глава 14. Виды административных расходов Статья 90. Административные расходы Статья 91. Уплата пошлины по делам административного производства Статья 92. Другие расходы, производимые в административном производстве Статья 93. Суммы, выплачиваемые в ходе административного производства свидетелям, экспертам и переводчикам Статья 94. Расходы на взаимопомощь Раздел VII. Ответственность за ущерб, причиненный администрированием Глава 15. Лицо, несущее ответственность, основания и порядок ответственность, возмещение ущерба Статья 95. Лицо, несущее ответственность, и основания ответственности Статья 96. Предварительное условия возмещения ущерба Статья 97. Способы возмещения ущерба Статья 98. Устранение последствий Статья 99. Возмещение ущерба денежными средствами Статья 100. Предъявление требования о возмещении ущерба Статья 101. Срок предъявления требования Статья 102. Рассмотрение и разрешение требования Статья 103. Солидарная ответственность Статья 104. Основания и порядок возмещения неимущественного ущерба Статья 105. Формы возмещения неимущественного ущерба денежными средствами Статья 106. Возмещение ущерба в случае смерти лица Статья 107. Возмещение в случае иного неимущественного ущерба Статья 108. Предъявление обратного требования Глава 16. Особые правила ответственности Статья 109. Ответственность за ущерб, причиненный правомерным администрированием Статья 110. Возмещение ущерба, причиненного вследствие принятия неправомерного административного акта Статья 111. Ответственность в случае неосновательного обогащения Раздел VIII. Переходные и заключительные положения Глава 17. Переходные положения Статья 112. Переходные положения Глава 18. Заключительные положения Статья 113. Вступление Закона в силу