Дата обновления БД:
11.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
333 / 1286
Всего документов в БД:
137270
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
от 16 марта 2004 года №ЗР-41
Об основах администрирования и административном производстве
(В редакции Законов Республики Армения от 05.01.2005 г. №ЗР-10, 15.01.2009 г. №ЗР-19, 30.04.2011 г. №ЗР-119)
Принят Национальным Собранием Республики Армения 18 февраля 2004 года
Раздел I. Основы администрирования
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования Закона
Настоящий Закон устанавливает основы администрирования, регулирует отношения, возникающие между административными органами и физическими или юридическими лицами (далее - лица) в связи с принятием административных актов, обжалованием административных актов, действий и бездействия административных органов, исполнением административного акта, административными расходами, а также с возмещением ущерба, причиненного администрированием.
Статья 2. Сфера действия Закона
1. Действие разделов I и VII настоящего Закона распространяется на любую деятельность административных органов, осуществляемую в сфере публичного права.
2. Действие разделов II-VI настоящего Закона распространяется на действия административных органов, завершающиеся принятием административного акта, а действие разделов IV-VI настоящего Закона распространяется также на такие действия и бездействие административных органов, которые приводят к возникновению фактических последствий для лиц.
3. Особенности отдельных видов административного производства устанавливаются законами и международными договорами Республики Армения.
4. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, регулируемые нормами процессуального права.
Статья 3. Основные понятия
Используемые в настоящем Законе основные понятия имеют следующий смысл:
1) административные органы - республиканские органы и органы территориального управления исполнительной власти Республики Армения,
а также органы местного самоуправления:
а) республиканские органы исполнительной власти Республики Армения - министерства Республики Армения и другие государственные органы, осуществляющие администрирование на всей территории Республики;
б) органы территориального управления - губернаторы;
в) органы местного самоуправления - муниципальный совет и глава муниципалитета; в городском муниципалитете - мэр, в сельском муниципалитете - сельский староста.
Если кроме вышеперечисленных органов администрирование осуществляют иные государственные органы, то по смыслу настоящего Закона они также считаются административными органами;
2) администрирование - имеющая внешнее воздействие деятельность административных органов, которая завершается принятием административных или нормативных актов, а также действие или бездействие, которое приводит к возникновению фактических последствий для лиц.
Глава 2. Основополагающие принципы администрирования
Статья 4. Законность администрирования
1. Административные органы обязаны следить за соблюдением законов.
2. Полномочия административных органов устанавливаются законами или в предусмотренных законом случаях - иными правовыми актами.
Статья 5. Запрет на злоупотребление формальными требованиями
При осуществлении администрирования административными органам запрещается обременять лиц обязанностями или отказывать им в предоставлении какого-либо права только в целях соблюдения формальных требований, если возложенные на них обязанности выполнены в содержательном смысле.
Статья 6. Ограничение дискреционных полномочий
1. Дискреционным полномочием является предоставленное законом административному органу право на выбор какого-либо одного из нескольких возможных правомерных решений.
2. При осуществлении дискреционного полномочия административный орган обязан руководствоваться необходимостью защиты закрепленных Конституцией Республики Армения прав и свобод человека и гражданина, принципами их равноправия, соразмерности и запрета на произвол при осуществлении администрирования, а также преследовать другие цели, предопределенные законом.
Статья 7. Запрет произвола
1. Административным органам запрещается проявлять неравномерный подход к одинаковым фактическим обстоятельствам, если отсутствуют какие-либо основания их дифференцирования.
Административные органы обязаны проявлять индивидуальный подход к существенно разным фактическим обстоятельствам.
2. Если административный орган осуществил какое-либо дискреционное полномочие определенным образом, то в подобных случаях впоследствии также обязан осуществлять это свое дискреционное полномочие таким же образом.
Административный орган может отказаться от этого ограничения, если вследствие наличия высших интересов он впоследствии намерен постоянно принимать какое-либо другое дискреционное решение.
Статья 8. Соразмерность администрирования
Администрирование должно быть направлено на цели, преследуемые Конституцией и законами Республики Армения, и средства для ее достижения должны быть пригодными, необходимыми и сдержанными.
Статья 9. Принцип максимальности
1. Административные органы не вправе требовать от лиц выполнения таких действий, которые уже выполнены этими лицами в рамках других действий или по своему содержанию включены либо могут быть включены в эти рамки.
2. Если представленные лицами в административные органы документы (данные, сведения) по содержанию заключают в себе содержание других необходимых документов, то последние не могут быть истребованы дополнительно или в отдельном виде.
3. Если разрешения, выданные административными органами лицам, по своему содержанию включают иные разрешения, то они также считаются выданными.
Статья 10. Презумпция достоверности
1. Данные, сведения, представленные лицом в связи с рассматриваемыми административным органом фактическими обстоятельствами, считаются достоверными во всех случаях, пока административный орган не докажет обратное. Запрещается истребование от лиц документов или дополнительных сведений, удостоверяющих представленные ими данные, сведения, если такое требование не установлено законом. Если у административного органа имеются обоснованные подозрения относительно подлинности представленных лицами данных, сведений, то он обязан самостоятельно и за свой счет предпринять меры по удостоверению в их подлинности.
2. Лица несут ответственность за представление административным органам ложных данных, сведений.
Статья 11. Хозяйствование
Административный орган при осуществлении своих полномочий обязан действовать таким образом, чтобы обеспечить максимальное эффективное использование переданных в его распоряжение средств для достижения в наиболее сжатые сроки наиболее благоприятного результата без причинения ущерба выполнению своих полномочий.
Статья 12. Применение других принципов
Установленные настоящей главой основополагающие принципы администрирования не являются исчерпывающими и не могут становиться препятствием для применения других принципов администрирования.
Глава 3.Подведомственность дел административным органам, взаимопомощь административных органов
Статья 13. Территориальная подведомственность дел
1. Решение вопросов, касающихся недвижимого имущества, относится к компетенции того административного органа, на территории которого находится данное недвижимое имущество.
2. Предоставление юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю какого-либо права либо возложение на него какой-либо обязанности относится к компетенции того административного органа, на территории которого осуществляют свою деятельность юридическому лицо или индивидуальный предприниматель.
3. Решение вопросов, касающихся физического лица относится к компетенции того административного органа, на территории которого состоит на учете либо постоянно или преимущественно проживает данное лицо.
4. Если решение какого-либо вопроса одновременно отнесено к компетенции двух и более административных органов, то компетентным является тот административный орган, к которому лицо обратилось или по инициативе которого этот вопрос должен быть разрешен.
5. Вопросы, требующие немедленного решения административных органов в случае непосредственно угрозы опасности или возникновения ущерба, относятся к компетенции того административного органа, на территории которого возникла необходимость совершения действий или принятия решений, обусловленных этими ситуациями, а если это невозможно, - к компетенции того административного органа, территория которого прилегает к этой территории, если законом не предусмотрено иное.
6. В случае установления другими законами иного порядка территориальной подведомственности дел действует порядок, установленный этими законами.
Статья 14. Предметная подведомственность дел
Вопрос предметной подведомственности дел административных органов решается законами, относящимся к возбуждаемым в этих делах фактическим обстоятельствам.
Статья 15. Обязанность административных органов по взаимопомощи
1. Административные органы для осуществления своих полномочий обязаны оказывать друг другу взаимопомощь. Взаимопомощь оказывается на основании заявки административного органа, запрашивающего взаимопомощь.
2. Не является взаимопомощью помощь, оказываемая друг другу административными органами, находящимися в отношениях подчинения.
Статья 16. Обращение за взаимопомощью
Если взаимопомощь может оказать более чем один административный орган, то запрашивающий административный орган должен обращаться за оказанием взаимопомощи в тот административный орган (запрашиваемый административный орган), который, по его мнению, окажет необходимую взаимопомощь максимально эффективно и в максимально сжатые сроки.
Статья 17. Основания неоказания взаимопомощи
1. Запрашиваемый административный орган не имеет право оказывать взаимопомощь, если:
а) для запрашиваемого административного органа становится очевидной неправомерность мер, предпринимаемых в порядке взаимопомощи;
б) совершение действий, необходимых для оказания взаимопомощи, не входит в компетенцию запрашиваемого административного органа;
в) документы (данные, сведения), необходимые для оказания взаимопомощи, относятся к тайне, охраняемой законом, и их предоставление запрашиваемому административному органу даже обеспечивающим секретность предоставления способом запрещается законом.
2. Запрашиваемый административный орган имеет право не оказывать взаимопомощь, если:
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 28 апреля 2012 года
!!!Внимание, документ не в контрольной редакции, не внесены изменения от 19.03.2012 г., 05.12.2013 г., 17.12.2014 г., 17.12.2014 г.!!!