Дата обновления БД:
19.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
309 / 1029
Всего документов в БД:
318061
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
от 23 мая 2018 года №УП-5446
О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями
[Извлечение]
В последние годы ускоренными темпами осуществляется созидательная работа, направленная на коренное улучшение качества жизни населения. Укрепляются правовые основы и совершенствуются институциональные механизмы ведения бизнеса, принимаются меры по повышению инвестиционной привлекательности страны.
Вместе с тем продолжают иметь место факты хищения и нецелевого использования бюджетных средств, что отрицательно влияет на эффективность проводимых широкомасштабных реформ.
Современное развитие рыночных отношений и необходимость защиты добросовестных субъектов предпринимательства также требуют кардинального пересмотра форм и методов борьбы с экономическими преступлениями, своевременного выявления механизмов формирования "теневой экономики", каналов неконтролируемого оттока иностранной валюты, а также усиления системной работы по оптимизации импорта и стимулированию экспорта отечественных товаров.
В связи с этим, назрела необходимость коренного пересмотра задач, функций и полномочий Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, деятельность которого не в полной мере отвечает современным реалиям развития экономики, поддержки предпринимательства, борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.
В целях дальнейшего создания благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций, пресечения фактов хищения и нерационального использования бюджетных средств, а также повышения эффективности борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией:
1. Преобразовать Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее — Департамент).
Установить, что Департамент является:
самостоятельным специализированным правоохранительным органом при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку и дознание по экономическим и коррупционным преступлениям, фактам легализации преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также возмещение экономического ущерба, нанесенного в результате совершения указанных преступлений;
специально уполномоченным государственным органом по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
правопреемником Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан по его правам, обязательствам и договорам, включая международные.
2. Определить основными задачами Департамента:
первое — осуществление комплексного анализа деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, выработку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
второе — защиту добросовестных предпринимателей, иностранных инвесторов от незаконного вмешательства в их деятельность государственных органов и организаций, пресечение искусственных бюрократических барьеров и препон, препятствующих развитию бизнеса, содействие в оптимизации импорта и повышении экспортного потенциала отечественных производителей;
третье — выявление фактов хищения и нецелевого использования средств бюджетов бюджетной системы, завышения цен при государственных закупках, безосновательного увеличения дебиторской и кредиторской задолженности в государственных органах и организациях, принятие мер по возмещению нанесенного ущерба;
четвертое — противодействие экономическим преступлениям и коррупции в топливно-энергетическом комплексе, банковско-финансовой, налоговой, транспортной, строительной и социальной сферах, устранение их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
пятое — борьбу с фактами заключения сделок вопреки интересам государства, выявление различных схем, каналов неправомерного оттока, ввоза и вывоза иностранных валютных средств, их незаконного оборота, формирования "теневой экономики";
шестое — борьбу с неправомерными действиями, связанными с манипуляцией цен на социально-значимые товары, созданием искусственного дефицита и ажиотажного спроса на них, а также с оборотом недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
седьмое — обеспечение эффективного исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
восьмое — взаимодействие и информационный обмен с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями по вопросам борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, а также противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
девятое — проведение широкой разъяснительной и профилактической работы по предупреждению экономических и коррупционных правонарушений, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
3. Создать в структуре Департамента:
Управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией на базе Отдела по борьбе с налоговыми правонарушениями, Отдела по борьбе с валютными правонарушениями, Отдела по защите потребительского рынка, Отдела по защите прав субъектов предпринимательства и борьбе с коррупцией;
Информационно-аналитический отдел и Организационно-контрольный отдел на базе Сводного информационно-аналитического управления.
4. Утвердить:
Положение о Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению №1;
Положение о прохождении службы в Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению №2;
Программу мер по совершенствованию деятельности Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению №3.
5. Установить порядок, согласно которому с 1 июля 2018 года:
ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан" (далее — Центр) систематически предоставляет Департаменту необходимую информацию о подозрительных операциях при проведении Центром экспертизы импортных контрактов, а также проектов государственных программ развития Республики Узбекистан;
10 процентов от незаконных расходов бюджетных средств государственными органами и организациями, получателями бюджетных средств, сумм хищений, растрат, недостач, выявленных по результатам проведенных Департаментом ревизий, проверок и взысканных в доход Государственного бюджета и государственных целевых фондов Республики Узбекистан, зачисляются в специальный внебюджетный фонд Департамента.
6. Предоставить Департаменту право:
запрашивать и получать от Центрального банка и Министерства финансов Республики Узбекистан сведения, связанные с движением государственных денежных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету;
на основе результатов оперативно-розыскной деятельности инициировать в установленном порядке проверки в государственных организациях и предприятиях, в уставном капитале которых имеется доля государства, а также в других хозяйствующих субъектах, независимо от формы собственности, по вопросам расходования средств бюджетов бюджетной системы и государственных целевых фондов Республики Узбекистан, иностранных грантов, предоставляемых в рамках заключенных Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан договоров со странами-донорами, международными, иностранными правительственными и неправительственными организациями, а также иностранных кредитов, привлекаемых под гарантию Республики Узбекистан;
истребовать от государственных организаций и предприятий, в уставном капитале которых имеется доля государства, а также других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, сведения и объяснения, необходимые для выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, злоупотреблений и коррупции при их распределении;
получать, обобщать, проводить анализ, осуществлять проверку и хранение информации в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также при наличии достаточных оснований направлять предписания о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операций с денежными средствами или иным имуществом, возложив данную функцию исключительно на Управление по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма Департамента;
получать доступ к базе данных государственных органов и организаций, используемых для реализации возложенных на Департамент задач;
размещать свободные внебюджетные средства в национальной и иностранной валюте, а также средства, находящиеся на депозитных счетах Департамента, на депозиты в коммерческие банки Республики Узбекистан.
Определить, что:
территориальные подразделения Департамента не вправе получать сообщения, направлять предписания и запросы по операциям с денежными средствами или иным имуществом в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
полученные от размещения средств доходы зачисляются в специальный внебюджетный фонд Департамента с направлением данных доходов на укрепление материально-технической базы, социальную защиту и материальное стимулирование сотрудников, а также другие цели, предусмотренные законодательством.
7. Установить, что:
руководители организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, несут персональную ответственность за исполнение требований Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее — Правила);
мониторинг и контроль за соблюдением Правил осуществляется Департаментом, в том числе совместно с органами, утвердившими данные Правила, без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
органы валютного контроля обязаны предоставлять в Департамент сведения о валютных правонарушениях, необходимые для ведения единого централизованного учета и принятия мер в соответствии с законодательством;
по фактам уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей, нарушения правил торговли или оказания услуг уголовные дела возбуждаются Департаментом только по истечении тридцати дней со дня получения хозяйствующим субъектом уведомления Департамента о совершенном правонарушении и размере нанесенного ущерба и при невозмещении в течение указанного срока нанесенного государству ущерба в виде налогов и других обязательных платежей, в том числе пени и иных финансовых санкций, а также неустранении последствий нарушения правил торговли или оказания услуг и невозмещении причиненного материального ущерба. При этом данное требование не распространяется на должностных лиц хозяйствующих субъектов, ранее совершивших аналогичные преступления.
8. Департаменту на системной основе обеспечить:
принятие законных мер по итогам проведения анализа структуры импорта и экспорта, в том числе путем сопоставления соответствующих статистических сведений, в целях выявления фактов необоснованного либо несвойственного роду деятельности импорта товаров государственными органами и предприятиями, в уставном капитале которых имеется доля государства, заключения сделок вопреки интересам страны, неправомерного оттока иностранной валюты, завышения цены импортной продукции при государственных закупках;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 11 января 2019 года